Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Реформа муниципальной власти — путь к эффективности или курс на лояльность? - ЭиВ N 1 (826)
ПОЛИТИКА
Реформа муниципальной власти — путь к эффективности или курс на лояльность?
No. 1 (826) 14.06.2022
Александр Евсеев, главный редактор
Меньше денег, меньше полномочий и полный контроль Смольного — коротко о реформе местного самоуправления в Петербурге. Градоначальника культурной столицы наделяют правом снимать глав муниципальных образований. Это наверняка повысит лояльность муниципалов к исполнительной власти. Но сделает ли это их работу более эффективной и нужной для горожан?
Правительство Петербурга уже подготовило изменения в городской Устав по расширению полномочий губернатора. Так, градоначальник сможет увольнять глав муниципальных образований и администраций.

Нет никаких сомнений, что парламентское большинство в городском Законодательном Собрании, состоящее из дисциплинированных единоросов, проголосует «за», даже несмотря на то, что многие из них в прошлом муниципальные депутаты.

Несомненно, принятие таких поправок повысит зависимость местного самоуправления от исполнительной власти, уверен глава муниципального образования «Владимирский округ» Денис Тихоненко — беспартийный, избрался муниципальным депутатом от партии «Яблоко».

Аналогичными полномочиями наделят глав всех субъектов федерации. Перемены грядут в связи с принятым Госдумой в конце прошлого года законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ».

Из опрошенных «ЭиВ» петербургских законодателей никто не смог четко объяснить понятие публичной власти. Впрочем, достаточно уяснить одно: закон о публичной власти — прекрасный повод интегрировать мундепов в вертикаль власти. Независимо от госвласти местное самоуправление, представляющее интересы людей, не просуществовало в России и четверти века.

Оказалось, что внутригородские муниципалитеты, даже с мизерными бюджетами и ничтожно малыми полномочиями, опасны, ибо способны оказывать существенное влияние на результаты выборов губернаторов и депутатов региональных парламентов.


Каждому — по потребностям

Серьезный удар по петербургскому местному самоуправлению был нанесен год назад. Изменилась структура формирования доходной части бюджетов: налоговые поступления муниципалитетов сократились в 3-5 раз. С 2021 года они пополняются исключительно за счет налога на доходы физических лиц (0,5 % суммы, поступившей в городской бюджет). В прежние годы казна муниципалов пополнялась из налогов на совокупный доход. В частности, самый большой вклад вносили бизнесмены, платившие единый налог на вмененный доход, который отменили с 1 января 2021 года.

Выпавшие доходы муниципальным советам стали компенсировать безвозмездными поступлениями из городского бюджета в зависимости от площади муниципального образования и численности населения, проживающего на этой территории.

Такая схема, по словам Эдуарда Батанова, бывшего вице-губернатора, еще год назад отвечавшего за городские финансы, выравнивает доходы 111 петербургских муниципальных образований. По словам Батанова, в некоторых из них скопились миллионы невостребованных рублей: лежат себе без дела на банковских счетах, когда в других округах не хватает денег на детские площадки. Теперь же равномерность финансирования улучшилась. «У всех стало примерно одинаково не очень много», — констатирует депутат Законодательного собрания СанктПетербурга, элдэпээровец Павел Иткин.


Финансы поют романсы

Сокращение налоговых доходов вызвало шквал негодования у глав многих муниципалитетов. О такой несправедливости заявляла единоросска Наталия Астахова, перебравшаяся в сентябре 2021-го в Законодательное Собрание с поста главы Сенного
округа.

На хозяйстве осталась Анна Астахова, невестка Наталии Астаховой. За нее единогласно проголосовали все депутаты округа. Хозяйство, правда, у новой хозяйки сильно похудело — на 37 %. После корректировок бюджет округа, в лучшие годы составлявший 100 млн рублей, на 2022 год — немногим более 63 млн рублей.

Из-за нехватки средств муниципалитету пришлось даже лишить себя важного органа — печатного. «В этом году прекратили выпускать газету "Сенной округ". Если еще ее выпускать, то денег вообще ни на что не хватит», — сетует Наталия Астахова. Такая ситуация, по ее словам, во многих муниципалитетах исторического центра Петербурга. «А с учетом инфляции муниципалитеты еле-еле выживают. Все говорят, что стало очень тяжело», — резюмирует народная избранница.

Расстройство муниципалов вызвано еще и тем, что нередко в органах местного самоуправления и в муниципальных учреждениях верой и правдой на пользу людям служат родственники главы муниципального образования. Сокращение родни — почти то же самое, что залезть к себе в карман. А это очень непросто.


Депутаты протягивают руку

Финансовая зависимость муниципалов от Смольного сильно возросла. Прежде налоговые доходы покрывали 70-80 % расходов муниципалитетов, а дотации и субсидии из городского бюджета — 20-30 %. Теперь же муниципалам не хватает налоговых поступлений даже на собственное содержание. В некоторых округах доля расходов на себя приближается к 50 % бюджета. А куда деться, ведь значительная часть работы муниципалов — это бюрократическая волокита: переписка с чиновниками всех уровней и с надзорными органами. Ее делают люди за зарплату 50-60 тысяч рублей в месяц, что существенно ниже средних городских зарплат, которые давно перешагнули рубеж в 70 тысяч. «Поэтому у нас определенный кадровый голод. Не хватает юристов, сметчиков», — переживает единорос Всеволод Беликов, председатель Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга, депутат Законодательного Собрания.

Чтобы получить деньги из городского бюджета почти на все, надо идти на поклон в комитет финансов. А он выделяет средства по сложным математическим формулам, не очень понятным народным избранникам. «При существующих стандартах мы вынуждены сокращать людей», — отмечает Денис Тихоненко.

В его муниципалитете действует специальная служба, которая оперативно ремонтирует ограждения, козырьки, выращивает цветы и т. д. В ней трудятся дворники, водители, садовники, даже физрук, занимающийся спортом с жителями. Полезную для горожан службу, по словами Тихоненко, в следующем году, возможно, придется сократить, чтобы найти деньги на благоустройство — главная статья расходов муниципальных образований, обычно составляющая 45-55 % бюджета. По словам Тихоненко, город готов покрыть 60 % потребности в средствах на благоустройство, а 40 % — собственные средства муниципалитета. Вот их и предстоит изыскать.


Полномочия рыдают

Кроме денег, мундепов лишают еще и прав. По закону у них полсотни полномочий — это в основном участие в чем-то или где-то, а вот перечень реальных, полезных для горожан полномочий сокращается. Намедни депутаты Законодательного собрания Петербурга поправили городской закон «О местном самоуправлении», а заодно и Экологический кодекс. Теперь обустройством контейнерных площадок займутся районные администрации. Им же вскоре муниципалы, скорее всего, уступят и уборку внутриквартальных территорий. «Идут разговоры, чтобы отнять у муниципалов опеку и попечительство, — добавляет депутат Заксобрания, коммунистка Ирина Иванова. — Тенденция такова, что все больше вопросов решается наверху, а у муниципальных органов власти остается полномочий все меньше и меньше, и меньше».

Потеря полномочий и финансирования ведет к вырождению муниципальной власти. «Они уже почти ничего не могут самостоятельно делать», — отмечает Павел Иткин.


Муниципальная дисфункция

По итогам муниципальных выборов 2019 года в Петербурге появились недееспособные муниципалитеты, которые так и не смогли выбрать главу, утвердить бюджет, а значит, не в состоянии выполнять в полном объеме возложенные на них функции. Все, что они делают, — пытаются взять власть в муниципалитете в свои руки, чему прежние главы всячески препятствуют. Тем временем до жителей никому нет дела.

Так, муниципальные депутаты Литейного округа спустя год борьбы за власть добились от Конституционного суда решения: он обязал Госдуму устранить правовую коллизию, из-за которой предыдущий глава округа сохраняет пост, когда нет возможности избрать нового руководителя.

Например, такой возможности может не оказаться, если еще действующий глава муниципального образования за несколько дней до выборов меняет устав, и по новым правилам избрания главы муниципалитета требуется уже не большинство голосов, а 2/3, чтобы вновь избранным депутатам, желающим сменить главу муниципалитета, не хватило голосов. А прежний глава, даже не участвуя в очередных выборах, остается при власти и деньгах.

Активная борьба за кресло главы развернулась еще в двух муниципальных образованиях Центрального района Петербурга: Смольнинское и Лиговка-Ямская. В первом депутаты пытаются обезглавить муниципалитет через суд. А Совет МО Лиговка-Ямская после бесплодных судебных разбирательств обратился в декабре 2021-го за помощью к губернатору Александру Беглову. Последний предложил главе МО добровольно сложить полномочия. Но тот пока сдаваться не хочет.

«Это муниципалитеты, где избралась оппозиция. Одно дело шашкой махать, мы сейчас придем и все изменим, а они даже не могут договориться между собой. Работа во власти — это умение идти на компромисс», — откровенничает Наталия Астахова.

Денис Тихоненко отмечает, что вопрос не только в умении договариваться, а еще и в том, что главы, захватившие власть в муниципалитетах, обладают неким административным ресурсом, который помогает им удерживаться на плаву.

Опрошенные «ЭиВ» респонденты уверены, что муниципальная реформа Петербургу необходима. А вот мысли о том, какими должны быть органы местного самоуправления, очень разные.


Подобие театральной кассы

В декабре прошлого года газета совместно с МО Владимирский округ провела круглый стол по проблемам муниципальной власти в Санкт-Петербурге. Именно по заказу муниципалитета группа независимых исследователей всесторонне изучила жизнь округа и работу муниципальной власти. Результатом стала фундаментальная монография «Владимирский округ со своей колокольни. Опыт общественногеографического исследования внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга». Ряд выводов наверняка применим и к другим 110 округам города. Как отмечают авторы исследования, «полноценная статистика, отражающая состояние муниципальной экономики, в Санкт-Петербурге отсутствует, поэтому для анализа приходится привлекать и адаптировать косвенные данные». Более того, «органы государственной власти и местного самоуправления не обладают достоверными данными о численности населения муниципального округа. Данные ведомственного учета населения имеют расхождение порядка 9 %». Убийственно звучит интегральная оценка отношения петербуржцев к муниципальной власти: «С 2017 года состав обращений и жалоб граждан характеризуется дисбалансом в сторону заявок на участие в культурно-массовых и праздничных мероприятиях (53,6 % в 2019 году), при этом число обращений по наиболее острым проблемам округа незначительно, что свидетельствует о неверии граждан в способность органов местного самоуправления защитить их права и интересы, постепенное превращение муниципалитета в подобие театральной кассы».

При этом муниципалитеты обходятся налогоплательщикам в 13 млрд рублей в год, то есть на 1 млрд больше, чем до реформы. Весьма дорогие «театральные кассы», особенно на фоне падающих балконов и обветшалых фасадов.



Читать полностью в формате PDF:

Другие материалы рубрики
ПОЛИТИКА
28.02.19Протопроедр: реальная картина с мест
Анонимный политический телеграм-канал «Протопроедр» считается одним из самых информированных в петербургском сегменте «Телеграма». Регулярно его авторы выкладывают инсайды чиновничьей жизни, раньше всех сообщают о кадровых изменениях в Смольном, рассказывают об истинных причинах увольнения глав районных администраций и о семейных ценностях спикера Заксобрания, следят за неофициальной предвыборной кампанией Беглова и за перипетиями Санкт-Петербургской метрополии.
24.11.03Лицо или перелицовка?
24.11.03Бури природные и политические
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru