Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Распродажа наследия ЛОМО — яблоко раздора или стратегия выживания? - ЭиВ N 1 (826)
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Распродажа наследия ЛОМО — яблоко раздора или стратегия выживания?
No. 1 (826) 14.06.2022
Александр Чариков, Алевтина Добротворская
Производство оптических приборов государственной важности на Ленинградском оптико-механическом объединении рискует остановиться не из-за санкций, а по естественным причинам. Сотрудники компании все чаще уходят не на заслуженный отдых, а в мир иной. Молодежь обходит завод стороной. Не хватает не только кадров, но и денег. Дефицит средств покрывается за счет распродажи земли и недвижимости «по бросовым ценам», утверждает крупнейший акционер общества Василий Ильичев, намеревающийся взыскать с генерального директора миллиард убытков, причиненных предприятию.
Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО) в советский период являлось мировым лидером по производству оптических приборов. Современное ЛОМО — ведущий российский производитель прицелов, систем управления огнем, оптических головок самонаведения для управляемых ракет, превосходящих по своим характеристикам лучшие мировые образцы, как утверждается в презентационных материалах компании.

ЛОМО к санкциям Запада готово — Александр Аронов, глава предприятия, уверяет: «Этот год мы совершенно спокойно проработаем». Более того, в распоряжении редакции находится годовой отчет АО «ЛОМО» за 2021 год, разосланный всем акционерам объединения в преддверии годового общего собрания акционеров, намеченного на 24 июня. Свое послание к собственникам ЛОМО господин Аронов начинает весьма оптимистично, причем обращает на себя внимание перечень тех факторов, которые могли бы стать препятствием на пути предприятия, но были «преодолены»: «Несмотря на сложности санкционного характера, ограничения, вызванные очередной волной пандемии коронавируса, деструктивную клеветническую деятельность акционера В. В. Ильичева, в 2021 году коллектив АО «ЛОМО» в целом со всеми задачами, поставленными перед ним государством, справился успешно».

Трудно сказать, в какой мере совпадает мнение государства по данному вопросу с оценками гендиректора ЛОМО. Но акциционерам и государству стоит учесть, что с выполнением стратегических заказов на 40 млрд рублей до 2025 года у легенды советской промышленности могут возникнуть сложности как минимум из-за нехватки опытных кадров.


Пока смерть не разлучит

На момент приватизации численность сотрудников головного предприятия ЛОМО в Санкт-Петербурге составляла 30 тысяч человек. К 2016 году численность сотрудников АО «ЛОМО» насчитывала лишь 2398 человек. С тех пор предприятие потеряло еще свыше 20 % персонала: 1876 человек — на начало 2022-го, при этом средний возраст персонала уже много лет держится на уроне 52 лет. Количество работников, «трудовой договор с которыми прекращен в связи со смертью», растет, а приток молодых кадров недостаточен для «развития предприятия в современных условиях», отмечается в отчетности ЛОМО. Так, конфликт интересов доля молодых специалистов в возрасте до 35 лет с 22,7 % в 2016-м снизилась до 21 % в 2021-м, а текучесть кадров за этот же период выросла с 8,1 % до 13 %.

Вакансии на предприятии есть всегда — прямо сейчас открыт набор профессионалов по двум десяткам производственных специальностей. Но вакансии эти не слишком востребованы: на форумах и в социальных сетях молодые специалисты оставляют нелестные отзывы об условиях труда на заводе и указывают на крайне низкий размер заработной платы, не соответствующий запросам соискателей. Так, средняя зарплата на предприятии — около 45 тысяч рублей в месяц, что более чем в 1,5 раза ниже среднего показателя по Петербургу.


Активы или балласт?

Не только кадровый голод терзает компанию. ЛОМО хронически не хватает денег. Как следует из официальной финансовой отчетности, приведенной в таблице, средства, получаемые от продажи продукции, не покрывают основные расходы: оплату труда, материалов, процентов по кредитам.

Оставаться на плаву предприятию позволяет сдача в аренду и распродажа активов, накопленных в советское время.

Рентные доходы ЛОМО колеблются в диапазоне 650-800 млн рублей в год. Кроме того, за год компания обычно продает недвижимость и землю на 200-300 млн рублей.

Рекордные сделки с недвижимостью состоялись в 2020-м. За 996 млн рублей АО «ЛОМО» продало реабилитационно-оздоровительный центр «Нева», расположенный вблизи президентской резиденции «Бочаров ручей» в Сочи. Помимо этого предприятие избавилось от находящегося в плохом состоянии профилакторно-реабилитационного центра на Чугунной ул., 46 в Петербурге. За 105 млн рублей этот объект приобрел город под дополнительные койко-места для ковидных пациентов.

Ранее, в 2018 году, ЛОМО продало почти два десятка объектов (земельные участки и недвижимость) в Петербурге и Ленобласти за 55 млн рублей.

«Это (продажа активов. — Ред.) позволило компании уменьшить кредитный портфель, снизить затраты на его обслуживание, что в конечном итоге создает хорошие условия для улучшения структуры баланса и получения прибыли», — отмечают на предприятии.


Тайные сделки

Василий Ильичев, крупнейший акционер предприятия, купивший в 2006 году 25,1 % акций АО «ЛОМО» у бывшего генерального директора общества Аркадия Кобицкого, не согласен с оптимистичной оценкой менеджмента. Ильичев считает, что недвижимость предприятия продана ниже рыночной цены примерно вдвое и за это должен заплатить генеральный директор ЛОМО и одновременно его акционер Александр Аронов.

«В 2018 году Аронов заключил сделку по продаже недвижимости, никого не поставив в известность. Я об этом узнал случайно — при изучении отчетов. Пришел к генеральному директору с вопросом. Реакция Аронова была очень интересная. Он дико сокрушался, что я об этом узнал. “Ты не должен был об этом узнать, кто написал в отчете?” — вспоминает Василий Ильичев. — Так ведут себя обычно люди, когда имеют глубокий личный интерес.
Я потребовал созвать совет директоров, обсудить. Обнаружилось, что объекты проданы ниже балансовой стоимости».

Ильичев заказал экспертную оценку минимально возможной цены проданных объектов. Ее результат — 1,8 млрд рублей за пансионат «Нева» в Сочи. По большинству остальных сделок экспертная оценка также превысила цену продажи.

Ильичев вспоминает, что перед Олимпиадой 2014 года «Газпромбанк» предложил выкупить «Неву» за 50 млн долларов США (1,6 млрд рублей по курсу на начало 2014 года).


Смена тактики

Сперва мятежный акционер предъявил иск покупателю сочинского пансионата — управляющей компании «Мегаполис–Инвест». Однако оказалось, что объект уже почти полностью реконструирован под апарт-отель и многие люди уже купили в нем помещения. «Можно было бы, конечно, продолжать судиться, вернуть этот объект, но тогда покупатели апартаментов остались бы ни с чем, а мы получили бы полуразобранный санаторий, который уже не продашь», — объясняет Василий Ильичев мотивы смены тактики.

Он заключил мировое соглашение с компанией «Мегаполис-Инвест». Возмещение убытков в 1 миллиард рублей, причиненных АО «ЛОМО» из-за продажи «Невы» по заниженной цене, Ильичев решил истребовать непосредственно с Александра Аронова как генерального директора акционерного общества.

Один иск Ильичева к Аронову по поводу продажи имущества по заниженной цене уже рассматривается в петербургском арбитраже. По нему истец взыскивает с ответчика 98 млн рублей. В такую сумму Ильичев оценил причиненный предприятию убыток от продажи 19 земельных участков и зданий в Петербурге и Ленобласти. Их ООО «Истра» приобрело за 55 млн рублей, хотя стоимость всех объектов, по представленной Ильичевым оценке, превышает 153 млн рублей.

Есть основания предполагать, что сделки по заниженной цене проводились не без заинтересованности руководства АО «ЛОМО». Компания «Истра» связана с АО «ЛОМО» не только общим адресом, но и тем, что единственный собственник и глава ООО «Истра» Игорь Куликов является братом Михаила Куликова, руководителя департамента имущественных отношений филиала АО «ЛОМО» — «Управляющая компания «ЛОМО-Недвижимость». Сама же «Истра» основной доход получает от строительных услуг, оказываемых ЛОМО и арендаторам, разместившимся на территории завода.

Как стало известно редакции, ситуация на ЛОМО рассматривается не только арбитражным судом, но и правоохранительными органами.


Семейные узы

Любознательность и непокорность стоила Василию Ильичеву поста председателя совета директоров АО «ЛОМО». Вместо него совет возглавил Александр Клебанов — брат Ильи Клебанова. До того как начать карьеру высокопоставленного чиновника, Илья Клебанов 20 лет проработал на ЛОМО, в том числе в статусе генерального директора в 1993-м провел приватизацию предприятия. И хотя государству ни одной акции не досталось, оно стало следующим работодателем Клебанова. Он получил пост вице-губернатора Петербурга, затем зампреда Правительства РФ по ВПК, позже возглавил Минпром, а также представлял Президента РФ в СЗФО. Долгое время акциями ЛОМО семьи Клебанова формально распоряжалась его дочь Екатерина через принадлежавшее ей ООО «Вирибус», которое и выдвигало Александра Клебанова вместе с Екатериной Клебановой в совет директоров ЛОМО. Однако 24 июня на ежегодном собрании акционеров компания может выдвинуть в совет директоров ЛОМО другого кандидата, например, Константина Ильича Клебанова, который с 4 апреля этого года является новым единоличным собственником ООО «Вирибус».


Стоп продажи

После выхода корпоративного конфликта наружу, по утверждению источника на заводе, все сделки с непрофильными активами приостановлены.

Но Александр Аронов не унывает. «В отличие от той стороны до окончания арбитражных разборок комментировать ничего не буду. Когда арбитражные разборки закончатся, дам комментарий. Так приличнее себя вести. Недоучившиеся дети той стороны говорят: “Мы будем то взыскивать, се взыскивать” (сыновья Василия Ильичева Валентин и Сергей — выпускники соответственно экономического и юридического факультетов СПбГУ. — Ред.). Пока единственное дело, дошедшее до конца, — это самое громкое, по “Неве”. Они заключили мировое соглашение. Вывод: они это придумали специально совершенно для другого, — говорит гендиректор ЛОМО. — Дело в том, что исполнительная дирекция и акционеры находятся в разном понимании проблемы. Исполнительная дирекция думает о предприятии, а некоторые акционеры — только о собственном кармане».

Ильичев отрицает какой-либо личный меркантильный интерес, настаивая, что действует в интересах предприятия. «Моя задача — не денег заработать, а сохранить завод. И миллиард, и 100 млн пойдут в пользу предприятия», — уточняет истец.


Приватизация. 30 лет спустя

Под руководством мотивированных менеджеров, генеральных директоров и одновременно акционеров (Илья Клебанов — 1992–1997 гг., Аркадий Кобицкий — 1997–2005 гг., Александр Аронов — 2005–2022 гг.), предприятие казалось бы осуществляло трансформацию производства для эффективной деятельности в условиях рыночной экономики.

Тем не менее, сегодня ЛОМО остается субъектом рынка только благодаря государственному оборонному заказу и еще сохранившимся активам советского периода — того, когда у предприятия был, по расхожему ныне мнению, неэффективный собственник в лице государства.

Большинство сотрудников ЛОМО, ставших в ходе приватизации акционерами своего предприятия, не имели реального влияния на развитие легендарного объединения и в итоге потеряли свои рабочие места. Более того, собственники-акционеры ЛОМО за 30 лет ни разу не получали дивидендов.

Владение крупными пакетами акций ЛОМО, безусловно, дает основания рейтинговым агентствам для включения их обладателей в реестр миллиардеров, но, к сожалению, даже без внутрикорпоративных конфликтов не обеспечивает перспектив сохранения и развития конкурентоспособных технологий в интересах страны.

Созданные после приватизации многочисленные дочерние, в том числе совместные с Израилем и США, предприятия не обеспечили ЛОМО радикального производственного и технологического обновления. А неспособность предприятия удержать профессиональные кадры привела к утечке уникальных технологий, снижению конкурентноспособности на международном рынке и к необходимости закрывать образовавшиеся бреши за счет продажи накопленного в советские годы недвижимого имущества. Считают ли до сих пор государство и общество, что частные собственники способны обеспечить наиболее эффективное управление предприятием, живущим за счет выполнения оборонзаказа?



Читать полностью в формате PDF:

Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru