Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Главная проблема бизнеса - ЭиВ N 1 (823)
ИСТОРИИ БОРЬБЫ
Главная проблема бизнеса
No. 1 (823) 28.02.2019
Беседовал Владимир Иванов
За комментариями по ситуации с нарушениями прав предпринимателей в Псковской области мы обратились к президенту региональной Торгово-промышленной палаты Владимиру Зубову — человеку, работа которого заключается в помощи бизнесу, продвижению его интересов и защите. Каково же было удивление, когда мы узнали, что даже гражданин, занимающий подобный общественный пост, сам стал жертвой пренебрежения со стороны государственных институтов власти в ситуации, когда нарушение закона вполне очевидно.
Таможня не дала добро

С 2016 года я сужусь со своим компаньоном, который без моего ведома продал имущество, принадлежащее нашей общей компании. С середины 90-х у него было предприятие — лесопилка. Работал он по такой схеме: покупал в России за рубли лес, изготавливал из него пиломатериалы, а затем поставлял их в Швецию и Норвегию, где на вырученные от продажи деньги приобреталась замороженная салака и сельдь. Ее привозили в Псковскую область, где на предприятии из нее изготавливали очень качественные консервы.

Эта схема исправно работала несколько лет, пока в один момент не дала сбой. В таможню некто, возможно, кто-то из конкурентов, сообщил, что вместе с рыбой могут провозить контрабанду. Груз остановили, досмотрели, ничего не нашли, но за время осмотра рыба оттаяла и, соответственно, испортилась. Цепочка прервалась, денег нет, бизнес остановился и был на грани разорения.

Сегодня приходится признать факт: самая большая проблема бизнеса — что он, к сожалению, не имеет ни независимого расследования, ни в большинстве случаев, справедливого суда.


Высокий уровень доверия

Владелец лесопилки обратился ко мне за помощью. Я не специалист в деревообработке, я специалист в маркетинге — поиске клиентов, путей реализации продукции, поиске оборудования и т. д. Я помог ему найти хороший контакт в Германии и нескольких небольших клиентов в Прибалтике, которым можно было поставлять небольшие партии товара, тем самым ускорив оборачиваемость средств. Но компании все равно нужны были стартовые деньги для перезапуска, и он предложил мне купить 50 % фирмы, на что я согласился.

Компания начала работать; мы закупили дополнительное дорогостоящее оборудование, технику, в том числе иностранного производства, провели выкуп ранее арендованных зданий и земельных участков, реконструкцию производственных и офисных помещений. Естественно, уровень доверия к партнеру в то время был высоким.

Но в 2016 году я узнаю, что почти все недвижимое имущество — оборудование, здания, землю — он продал своему сыну. Сначала он продал это своему юристу, а тот через год или два разными пулами продал сыну моего партнера. Более того, по минимальной рыночной оценке, это имущество стоит около 13,7 млн рублей, а он его продал за 1,9 млн рублей.

На лицо очевидный вывод средств из компании, который продолжался с 2009 года. Но я об этом ничего не знал, пока добрые люди мне не подсказали.



Не смажешь, не поедешь

В апреле 2016 года я обратился в правоохранительные органы, но уголовное дело, хоть и было возбуждено, после двух лет расследования все еще не окончилось, удивляя юристов многочисленными прекращениями дела и последующим возобновлением по постановлению прокурора. Следователем по результатам расследования было подготовлено обвинительное заключение по ст. 201 и ст. 159.4 УК РФ, но надзирающий за делом представитель прокуратуры, по словам следователя, наложил на него «вето» и счел, что все прошло в рамках закона, а деньги, полученные от продажи имущества, были нужны для поддержания работоспособности предприятия.

А то, что сейчас предприятие лишилось всех обременений в виде имущественного комплекса, и арендует все у сына учредителя — гораздо меньшие затраты, чем бремя содержания этого имущества.

Оценка событий правоохранительными органами совершенно противозаконная, и, как их заставить признавать приоритет закона вместо желания трансформировать его под то, что они хотят сделать, я не знаю.

Я обратился в суд с иском о признании этих сделок в совокупности ничтожными, но суд встал на сторону моего компаньона на основании того, что юрист оплатил все эти сделки легально.

Сейчас мы пошли другим путем, пытаемся оспорить сделки отдельно, что пока тоже удается с трудом. В суде говорят: за время следствия у вас было 150 возможностей указать на недостатки расследования, а вы теперь через суд пытаетесь наверстать упущенное.

По всем признакам сработала коррупционная составляющая. Мои оппоненты точно просчитали, что я публичный человек, не буду прибегать к сомнительным действиям, пытаться влиять на суд и следствие, а они четко понимали — не смажешь, не поедешь.

Сегодня приходится признать факт: самая большая проблема бизнеса — что он, к сожалению, не имеет ни независимого расследования, ни в большинстве случаев справедливого суда. Об этом свидетельствуют те многочисленные обращения, которые поступают и в ТПП на протяжении всего периода действия института уполномоченных по защите прав предпринимателей — с июня 2012 года.



Фейковая защита

Проблема была и раньше — до появления бизнес-омбудсмена. Что-то изменилось за шесть лет? Для обеспечения работы этого института созданы представительства в регионах, выделяются бюджетные средства, проводятся активно освещаемые СМИ мероприятия, а обращений в ТПП, связанных с ущемлением прав предпринимателей, меньше не становится. И конкретные кейсы не решаются. Это подтверждает не только мой личный опыт, но и дела других компаний, например, ситуация вокруг газеты «Из рук в руки».

В последнем случае наша ТПП со своей стороны делала все возможное, чтобы привлечь внимание и правоохранительных органов, и омбудсменства к проблеме, с которой столкнулась газета «Из рук в руки. Псков». В течение многих лет мы знали этот издательский дом, члена нашей и петербургской ТПП, как эффективно работающую, законопослушную компанию, крупную не только по псковским меркам: в 2010-м издатель был включен в реестр крупнейших налогоплательщиков Санкт-Петербурга.

Пока администрация Псковской области была соучредителем сети «Роспечать», я лично и мой коллега президент Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты напрямую обращались к губернатору Андрею Турчаку с просьбой устранить дискриминационную ситуацию, когда газету «Из рук в руки. Псков» после 11 лет присутствия в торговой сети «Роспечать» необоснованно убрали из продажи, ущемив тем самым не только права и интересы ее издателя, но и потребителей — всех читателей газеты.

Чтобы продемонстрировать свою моральную поддержку столкнувшейся с рейдерством и бездействием властей популярной у читателей и эффективной для рекламодателей газеты, на долю которой приходилось до 70% регионального рынка печатной рекламы, ТПП Пскова приняла коллегиальное решение о покупке символической четырехпроцентной доли в уставном капитале издателя «Из рук в руки. Псков».

Кроме того, по нашей инициативе дважды ситуация с газетой обсуждалась в центре по противодействию коррупции в Псковской области. Даже было принято заявление, констатирующее бездействие правоохранительных органов в отношении направленных в их адрес обращений по этому делу, включая обращение омбудсмена.



Спасение утопающих

В отсутствии эффективного взаимодействия с исполнительной властью, правоохранительными органами и судебной системой институт омбудсменов лишен смысла, а все координационные советы и центры, созданные для защиты прав предпринимателей, по сути, имеют лишь декоративную совещательную функцию. Видимость государственной поддержки бизнеса создана, но, когда бизнесу действительно требуется помощь, добиться ее через омбудсменов он в большинстве случаев не может, оставаясь один на один с правоохранительными органами и судом.

Другие материалы рубрики
ИСТОРИИ БОРЬБЫ
28.02.19Неолимпийские игры сочинских следователей
Эта история началась в 2012 году. Ко мне обратился Олег Кимович Егоров, владелец компании «Севстройинвест», которая строила один из олимпийских отелей в Имеретинке. Он предложил возглавить этот отель, запустить его, провести Олимпиаду и эксплуатировать дальше. Предложение меня заинтересовало, и я оказался в городе Сочи.
28.02.19А что Титов?
Бывают весьма символичные совпадения. И вот одно из них. 22 июня 2012 года в России официально появился бизнес-омбудсмен. На должность уполномоченного по защите прав предпринимателей президент Путин назначил Бориса Титова. Новость должна была обрадовать издателя «Из рук в руки. Псков», который за несколько дней до того, 18 июня 2012 года, столкнулся с рейдерским захватом крайне популярной в 60-м регионе газеты. Мы попытались разобраться, помог ли в этой ситуации институт бизнес-омбудсменства.
28.02.19Под покровом корпоративного конфликта
Крупная петербургская компания «Петро Инжиниринг», занимавшаяся строительством АЗС для крупнейших топливных компаний страны, в свое время давала работу с хорошими зарплатами 150 сотрудникам, в том числе высококлассным проектировщикам. Однако из-за действий недобросовестных партнеров и отсутствия адекватной реакции со стороны суда и следственных органов предприятие пришлось закрыть, работников – сократить. Проблема, о которой в своем послании говорил президент, реальна, и ощущают ее на себе все больше и больше граждан страны.
28.02.19Падение шинного короля
ООО «Айс-Авто», основанное в 1997-м, входило в 20-ку крупнейших дистрибьюторов шин в России. Его партнерами были Pirelli, Nokian, Yokohama, Dunlop, Goodyear, Кама. Некоторые из них при попустительстве силовиков стали катализатором разорения компании.
28.02.19Башни беззакония: куда смотрит губернатор Петербурга
Одна из проблем наследия постсоветского периода, которую необходимо исправлять новым властям города, — вопрос общедомовых помещений. По закону они являются собственностью владельцев жилых и нежилых помещений дома, но Смольный в конце 90-х и начале 00-х перевел многие из них в имущество города, затем продавая или сдавая. Новые арендаторы и собственники в большинстве своем, как показывает практика, относятся к помещениям совсем не бережно, нарушая несущие конструкции, закрывая доступ к инженерным сетям, ставя дома под угрозу разрушения.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru