|
|
|
|
Деловая карта России |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИСТОРИИ БОРЬБЫ | |
|
| А что Титов? | No. 1 (823) 28.02.2019 |
Алевтина Добротворская | |
|
Бывают весьма символичные совпадения. И вот одно из них. 22 июня 2012 года в России официально появился бизнес-омбудсмен. На должность уполномоченного по защите прав предпринимателей президент Путин назначил Бориса Титова. Новость должна была обрадовать издателя «Из рук в руки. Псков», который за несколько дней до того, 18 июня 2012 года, столкнулся с рейдерским захватом крайне популярной в 60-м регионе газеты. Мы попытались разобраться, помог ли в этой ситуации институт бизнес-омбудсменства. |
|
|
|
|
Миллионы от объявлений
Газета «Из рук в руки. Псков» появилась в 2001 году как часть сети сверхпопулярных классифайд-изданий, выходивших с 1992-го в сотне городов России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Феноменальный и стремительный коммерческий успех превратил «Из рук в руки» не только в народную газету и национальный бренд, но и в самое крупное издание бесплатных объявлений в мире.
Залогом лидирующих позиций «Из рук в руки» на локальных рынках всегда были несколько ключевых факторов.
Во-первых, эксклюзивная включенность в международную ассоциацию аналогичных изданий, что позволяло еще до появления интернета публиковать объявления и по всей России, и почти в любой стране мира.
Другим преимуществом стали издательские технологии и управленческие практики, которые привнесли итальянские сооснователи «Из рук в руки», имевшие опыт выпуска подобных газет у себя на родине.
Но главной гарантией успеха всегда становились локальные партнеры московского холдинга, которые хорошо чувствовали свой регион и могли гибко адаптировать модель газеты под потребности местных читателей и предпринимателей.
Если первые газеты, запускавшиеся под брендом «Из рук в руки», принадлежали головной компании «Пронто Медиа» (первоначальное название — «Пронто-Москва») на 51–100 %, то позже москвичи стали широко использовать систему франшизы.
Со временем холдинг стал развивать и свое присутствие в интернете, запустив целое семейство сайтов в различных тематических сегментах. Успешными среди них стали онлайн-версия «Из рук у руки» — irr.ru, а также сайт вакансий job.ru. Масштаб медийной империи характеризует тот факт, что в начале 2006 года сооснователь и совладелец «Из рук в руки» Леонид Макарон продал 12 % «Пронто Медиа» за 100,9 млн долларов, то есть весь бизнес был оценен в рекордные 840 млн долларов. Для сравнения, в том же году Алишер Усманов приобрел ИД «Коммерсантъ» за 230 млн долларов (с учетом стоимости здания на улице Врубеля в Москве, где тогда располагалось издание).
Столь высокая стоимость «Пронто Медиа», главным активом которой всегда оставался бренд «Из рук в руки», не должна удивлять. В одной только Псковской области, самом экономически слабом регионе СЗФО, газета «Из рук в руки» имела ежегодные доходы в размере 25–30 млн рублей и прибыль — 7–10 млн рублей. Так было до 18 июня 2012 года.
|
|
Только за период с 18 июня 2012 года по 31 декабря 2014 года издателю газеты «Из рук в руки. Псков» был нанесен ущерб в размере свыше 26 млн рублей.
|
|
|
Собака на сене
В 2006-м в результате IPO на Лондонской бирже у «Из рук в руки» появился новый владелец — турецкая корпорация Dogan Group, которой среди прочего на тот момент принадлежали Hurriyet, одна из ведущих турецких газет, и CNN Turk. Вопреки ожиданиям этот союз не принес российскому бренду никаких технологических и управленческих новаций. Новые владельцы не сумели правильно оценить потребности интернет-аудитории и, соответственно, не смогли грамотно выстроить стратегию онлайн-развития «Из рук в руки» в условиях стремительной экспансии новых технологий. Кроме того, они оказались неспособны адекватно определить роль региональных партнеров и миноритарных акционеров.
Волюнтаристское решение полностью отказаться с 2015 года от печатной версии «Из рук в руки», сосредоточившись лишь на онлайн-ресурсах irr.ru и job.ru, серьезно подорвало позиции национального бренда. В итоге к концу 2017 года турки, отчаявшись продать «Из рук в руки», попытались просто отключить серверы, чтобы не нести издержки по поддержанию работы сайта. На тот момент они согласны были уступить свой российский актив за 400 тыс. долларов, о чем «Экономике и времени» стало известно от участников переговоров с потенциальным покупателем. Сделка так и не состоялась — Dogan Group уступила медийные активы на родине и заодно в России другой турецкой компании.
С турецким акцентом
Несмотря на то, что с 2010 года «Пронто Медиа» активно закрывала газеты «Из рук в руки» по всей стране, в 2012-м на псковском медиа-рынке московский холдинг и его турецкий менеджмент заняли совсем иную позицию. Желание выдавить из бизнеса миноритарного акционера, выступавшего партнером «Пронто Медиа» по всему СЗФО с 1992 года, сподвигло их инициировать 18 июня 2012 года в Пскове скандальный запуск еще одной газеты под тем же брендом.
По-рейдерски осуществив подмену «Из рук в руки. Псков» газетой-клоном «Из рук в руки. Регион 60», владельцы торговой марки вразрез существовавшей и юридически оформленной системе взаимоотношений публично обвинили свое дочернее предприятие, издателя оригинальной газеты, в выпуске контрафактной продукции. С тех пор в Пскове и Псковской области выходят две газеты, похожие друг на друга, как две капли воды. Читатели так и не могут понять, почему им предлагаются одинаковые издания.
Хотя факты недобросовестной конкуренции в отношении «Из рук в руки. Псков» были зафиксированы в решениях антимонопольных органов и судов, вступивших в законную силу, попытки привлечь рейдеров к уголовной ответственности так и не завершились успехом. А закрыть газету-клон по суду оказалось не возможно в силу пробелов в российском законодательстве, которыми турецкие владельцы «Из рук в руки» не стеснялись пользоваться не только в этом случае, но и, например, в отношении ограничения доли иностранного капитала в российских СМИ двадцатью процентами.
Информация о том, что турецкие акционеры «Из рук в руки» обошли требования закона, сохранив за собой 100 % компании, в мае 2016-го была озвучена в Госдуме на правительственном часе с участием министра связей и массовых коммуникаций Николая Никифирова. Никаких санкций в отношении нарушителей или принятия поправок к закону не последовало.
Когда конкуренция — не благо
Отстаивая свои права на выпуск газет под брендом «Из рук в руки» в Пскове и по всему СЗФО и защищая собственную деловую репутацию, издатель «Из рук в руки. Псков» понес существенный ущерб. По оценкам экспертизы, назначенной судом, только за период с 18 июня 2012 года по 31 декабря 2014 года одной лишь газете «Из рук в руки. Псков» был нанесен ущерб в размере свыше 26 млн рублей.
Предприятие, на момент рейдерского захвата имевшее филиалы в нескольких регионах СЗФО и дававшее рабочие места двум с половиной сотням людей, вынуждено было приостановить многие проекты, а большинство его сотрудников лишились надежного источника доходов. В результате политики, проводимой турецким владельцем «Из рук в руки», из-за сворачивания бизнеса в целом по стране рабочие места потеряли несколько тысяч человек, многие из которых годами трудились над развитием национального бренда. Не досчиталось денег и государство, которому раньше «Из рук в руки», чьи издатели с самого первого дня функционировали исключительно в прозрачном режиме, обеспечивало очень неплохие налоговые поступления.
Штрихи к портрету
Казалось бы, как раз для таких случаев в нашей стране был создан институт уполномоченных по защите прав предпринимателей. По иронии судьбы свою первую межрегиональную практическую конференцию по вопросам защиты прав предпринимателей бизнес-омбудсмены провели именно в Пскове в апреле 2013-го. Вопрос о ситуации, сложившейся в регионе вокруг популярной классифайд-газеты, на этом мероприятии поднимался. Но обращение со стороны издателя «Из рук в руки. Псков» по творящемуся беспределу к правозащитникам, включая их руководителя Бориса Титова, не дало никаких результатов. Институт уполномоченных по защите прав предпринимателей не заинтересовался проблемами народной газеты и в последующие годы.
Зато Борис Титов нашел время на участие в президентской гонке. Его предвыборная кампания запомнилась выдающимся результатом в 0,76 % голосов и потрясающе точным слоганом: «А что Титов?»
|
|
|
| |
А что Титов? - ЭиВ N 1 (823)
|
|
|
|
|
© Copyright РИАЛ
|
|
Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru
|
|
|
|
|