Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Под покровом корпоративного конфликта - ЭиВ N 1 (823)
ИСТОРИИ БОРЬБЫ
Под покровом корпоративного конфликта
No. 1 (823) 28.02.2019
Владимир Иванов
Крупная петербургская компания «Петро Инжиниринг», занимавшаяся строительством АЗС для крупнейших топливных компаний страны, в свое время давала работу с хорошими зарплатами 150 сотрудникам, в том числе высококлассным проектировщикам. Однако из-за действий недобросовестных партнеров и отсутствия адекватной реакции со стороны суда и следственных органов предприятие пришлось закрыть, работников – сократить. Проблема, о которой в своем послании говорил президент, реальна, и ощущают ее на себе все больше и больше граждан страны.
Надежные партнеры

— У меня был большой бизнес на несколько сот миллионов рублей ежегодно. Дел становилось все больше, сил моих — все меньше, здоровье — хуже, а я все время вел бизнес один и решил, что мне нужны партнеры. Я хотел, чтобы мы вместе заработали деньги и чтобы я кому-то мог перепоручить свои полномочия. Не просто служащему, а партнеру. Я понимал, что физически, не собирая каких-то партнеров, не смогу везти этот воз. В сорок лет, когда я начинал бизнес, меня на все хватало, но этот бизнес невозможен без прямого участия. Постоянно необходима личная профессиональная включенность, — вспоминает Демиденко.

В 2008 году, когда выручка ЗАО «Петро Инжиниринг» составляла более 600 млн рублей, петербургский предприниматель познакомился с Алексеем Ларионовым, которого ему рекомендовал друг. В то время на счету компании были около сотни построенных автозаправочных комплексов, крупные торговые и производственные центры. Демиденко планировал развивать деятельность в Псковской области. И, на его взгляд, правильнее было сделать это совместно с партнерами, которые хорошо понимают специфику региона, имеют необходимые связи, а также разбираются в строительстве.

— У меня был заказ от нефтяных компаний примерно на 30 заправок в Псковской области, которые я должен был строить за свой счет, а позже продавать заказчику, — вспоминает Демиденко.

У Ларионова также был партнер — Сергей Сальков, предприниматель из города Остров Псковской области, занимавшийся продажей автозапчастей. Первые два объекта предполагалось реализовать именно в Островском районе.

Ларионов и Сальков зарегистрировали ООО «Росси-Псков» с равными долями участия, а позже продали половину компании ЗАО «Петро Инжиниринг», оставив себе по 25%. На этом моменте стоит остановиться подробнее. Ларионов заявляет, что принадлежащие ему 25 % были проданы без его ведома, подпись под договором купли-продажи принадлежит Салькову, а он вообще был против этого. Правда, в суд о признании этой сделки недействительной он обратился почему-то лишь спустя пять лет. Суд, к слову, на его сторону не встал.

Демиденко считает, что схема с чужой подписью была заложена с самого начала, чтобы в случае необходимости опротестовать какие-то действия Демиденко. Похожее было проделано и при составлении устава «Росси-Псков». По нему для смены генерального директора нужно единогласное решение всех участников общества. Этот пункт в уставе позволил Ларионову в дальнейшем держать фирму под контролем. Гендиректором был назначен Сальков, и снять его, когда стали проявляться факты злоупотреблений, Александру Демиденко так и не удалось.

Еще позже, во время судебных тяжб, доли были перераспределены следующим образом — 40% у Ларионова, 40% у «Петро Инжиниринга» и 20% у Александра Демиденко.

Как рассказывает Демиденко, изначально форма партнерства предполагалась логичной и простой — 50 на 50. Одна половина затрат ложится на «Петро Инжиниринг», вторая — на Ларионова и Салькова. Однако после нескольких встреч выяснилось, что новоявленные партнеры не обладают какими-то более-менее серьезными средствами, поэтому схема сотрудничества изменилась:

— Поскольку я уже влез в это дело и бросать не хотелось, я сказал: «Хорошо, мы (ЗАО «Петро Инжиниринг». — Прим. ред.) будем давать беспроцентные займы, а потом эти деньги вычтем из общего результата». Было подписано два инвестиционных договора, где четко было прописано, что должна была сделать новая компания.

Всего по договорам «Росси-Псков» должно было получить от ЗАО «Петро Инжиниринг» более 26 млн рублей.

Владелец компании ЗАО «Петро Инжиниринг» искал надежного партнера для развития своего детища, а нашел людей, приведших компанию к банкротству.

Продавец запчастей Сергей Сальков и бывший чиновник Алексей Ларионов оценили свои знания в области права очень высоко. 8 млн рублей — не каждый профессиональный юрист может похвастаться такими заработками.


Из партнеров в противники

Новая компания начала свою работу. По сути, она стала заказчиком строительства и занималась подготовкой необходимой для строительства объектов исходно-разрешительной документации. Застройщиком в роли генпроектировщика и генподрядчика выступал ЗАО «Петро Инжиниринг» — именно эта организация вела все строительные работы.

В скором времени была построена первая станция, на очереди была другая. Но здесь возникли трудности. Первоначальный заказчик — компания «Роснефть» — от них отказался. Пришлось искать нового покупателя. Удалось это только через год. Две АЗС приобрела компания «Псковнефтепродукт», дочерняя компания «Сургутнефтегаза». Правда, станции пришлось перестраивать под стандарты нового заказчика.

Таким образом, в 2012 году одну из заправок удалось реализовать, вторая пока была не закончена, но также должна была уйти этому же покупателю. Демиденко, воодушевленный, по его словам, положительным исходом сложившейся ситуации, перевел в ООО «Росси-Псков» первый транш по инвестиционному договору за первую АЗС — 5,5 млн рублей.

Параллельно шел процесс работы, искали новые пятна под застройку, и нашли два отличных участка на въезде в Псков. Как рассказывает Демиденко, места были очень перспективные, заработать на них можно было очень хорошо: нефтяные компании выстроятся в очередь.

Предприниматель встретился с Сальковым и Ларионовым, поделился своим мнением и предложил вложить деньги, заработанные на продаже первой станции, в новые объекты: «В ответ я услышал "нет". Они заявили, что это их деньги, они их заработали и тратить на бизнес не будут. Я попытался их вразумить, объяснить им, что, вкладывая пять миллионов рублей, после продажи участков каждый заработает по десять миллионов. Однако они категорически отказались».



Суд да дело

Проблемы начались со второй АЗС. Как рассказывает Демиденко, со стороны «Росси-Пскова» было много недоработок по документам, опять пришлось привлекать специалистов «Петро Инжиниринга». Дошло даже до откровенного шантажа, говорит Демиденко: Ларионов потребовал от главы «Петро Инжиниринга» 50 млн рублей (копия письма есть в распоряжении редакции), пообещав в этом случае передать ему документы, необходимые для продажи АЗС.

Параллельно псковские предприниматели отсекли Демиденко от управления компанией. Петербургский бизнесмен, несмотря на то, что обладал большей долей в «Росси-Псков», не мог следить за расходованием средств, при этом ему регулярно поступала информация о том, что деньги из компании выводятся. Видя такую ситуацию, он приостановил платежи по инвестиционным договорам, хотя все акты о принятии работ уже были подписаны.

По заявлению Демиденко было возбуждено уголовное дело в отношении руководства «Росси-Псков». Он обвинял их в растрате более 5 млн рублей. Однако следствие повело себя очень странно. По данным проверки, Сальков получил из кассы компании 5,1 млн рублей под отчет. При этом смог отчитаться лишь примерно о 300 тыс. рублей. Ущерб, который Сальков нанес ООО «Росси-Псков», следствие оценило в 4,8 млн рублей. Было возбуждено уголовное дело. Случилось это в августе 2013 года.

Однако предварительное следствие растянулось на десять месяцев и в июне 2014 года было прекращено. За это время появились договоры на аренду «Росси-Псковом» двух автомобилей и офиса (автомобили и офис бизнесмены арендовали у самих себя — подробнее об этом ниже), трудовые договоры, на расходы по которым и списали почти всю сумму.

Интересно и то, как появлялись в деле документы, подтверждающие правомерность расходования средств компании. Вот отрывок из показаний Салькова, которые он дал следователю: «Вдобавок хочу отметить, что аренда транспорта Ларионова А. Г. мной все-таки была оплачена, ранее в ходе допроса я говорил, что оплата не проводилась. Но после допроса я поднял, посчитал и пришел к выводу, что, скорее всего, деньги Ларионову А. Г. за аренду транспорта я все-таки выплатил. Также я нашел в офисе ООО «Росси Псков» среди строительно-технической документации несколько расходных ордеров на сумму 1 590 000 рублей. Ранее данные документы я не имел на руках и не помнил этих расчетов, помнил только расчеты со мной. В настоящее время я утверждаю, что деньги Ларионову А. Г. за аренду его автомашины «Ауди» А6 в сумме 1 590 000 рублей я ему оплатил».

Впрочем, 142 тыс. рублей по какой-то причине подтвердить не получилось. Сальков признал этот ущерб и, как говорится в деле, «проявил деятельное раскаяние», внеся эти деньги на счет предприятия. Но в деле нет одного интересного факта: перед тем, как внести эти 142 тыс. рублей, Сальков взял их у компании под отчет. Это видно по выписке с банковского счета компании.

В результате уголовное дело было прекращено.

Вероятно, увидев такое лояльное отношение правоохранителей к себе, Ларионов и Сальков продолжили атаку на Демиденко. Чтобы получить деньги по договорам, выплаты которых Демиденко приостановил, они стали забрасывать «Петро Инжиниринг» исками о банкротстве, обращались в правоохранительные органы. Было возбуждено несколько уголовных дел.

В конце концов, «Росси-Псков» получили от «Петро Инжиниринга» и Демиденко порядка 20 млн рублей. Однако по-прежнему у Демиденко не было никакой возможности контролировать расходы средств: Ларионов и Сальков категорически не допускали его к управлению компанией, а банк отказался выдавать выписку по счету не генеральному директору. Что стало с деньгами, он узнал только в 2018 году.



Банковское откровение

В 2018 году путем юридических манипуляций Демиденко все-таки смог получить банковскую выписку. Из нее следует, что от 20 млн рублей, перечисленных «Росси-Пскову» с 2013 года, не осталось ничего.

Анализ выписки (имеется в распоряжении редакции) показывает, на что были потрачены деньги. Почти 14 млн рублей ушли на оплату юридических услуг.

В разговоре с корреспондентом «Экономики и времени», Ларионов подтвердил, что после продажи двух станций «Росси-Псков» больше не вела никакой хозяйственной деятельности. Получается, что все расходы шли исключительно на судебные тяжбы. То есть 70 % суммы ушло на то, чтобы эту сумму отсудить.

В выписке фигурирует несколько организаций. Наибольшее внимание из них привлекают две — ООО «Доринвест» и ООО «Траст финанс».

На счета «Доринвеста» ушла большая часть расходов на юридические услуги — 8 млн рублей. Учредителями и участниками являются Сальков и Ларионов. На двоих у них больше 66 % общества. Оставшаяся часть – у третьего участника.

Ларионов не отрицает факта перевода денег и говорит, что это было нужно для судебных тяжб с Демиденко.

— После первого выигранного в суде дела, мы отдали юристу 500 тысяч. Поэтому я решил, что дальше буду заниматься этим сам, — говорит Ларионов. Однако ему оказалось мало сэкономить на оплате работы юриста, он захотел эти деньги забрать себе. Правда, платить самим себе ни Ларионов, ни Сальков не могли, для этого и открыли «Доринвест».

— Нам посоветовали сделать отдельную фирму именно для этого. И уже от имени фирмы мы стали этим заниматься и получать за это заработную плату, — делится Ларионов.

Может показаться, что продавец запчастей Сергей Сальков и бывший чиновник Алексей Ларионов оценили свои знания в области права очень высоко. 8 млн рублей — не каждый профессиональный юрист может похвастаться такими заработками. Но Ларионов с этим категорически не согласен: «А вы бы спросили у Демиденко, сколько он потратил на юристов». Вот такая логика ценообразования у Алексея Ларионова.

Другой деятельности ООО «Доринвест» не вело, но полученные от «Росси-Псков» деньги активно тратило. Общедоступная финансовая отчетность фирмы показывает, что большая часть средств ушла на управленческие расходы, а налоги, судя по всему, вообще не платились.

Привлекает внимание и еще одна компания ООО «Траст финанс», зарегистрированная также в городе Остров Псковской области. Компания, по данным ЕГРЮЛ, была открыта 10 июля 2014 года, а уже 17 июля прошел первый платеж от ООО «Росси-Псков» за юридические услуги (всего на счета этой компании было переведено около 1,7 млн рублей). Такое впечатление, что ООО «Траст финанс» было открыто специально под «Росси-Псков». Наталкивает на такие мысли, в том числе, информация об учредителе компании. Он из Острова, дважды был зарегистрирован в статусе индивидуального предпринимателя, каждый раз основной вид деятельности ИП был одинаковым — продажа запасных частей для автомобилей. То есть тот же бизнес, что и у Сергея Салькова, а интерес к праву у него проснулся на короткое время и по совпадению именно в тот момент, когда в «Росси-Псков» появились деньги. Ну а судя по открытой финансовой отчетности ООО «Траст финанс», полученные от «Росси-Псков» средства — это единственный доход компании за три года ее существования.

Ларионов и здесь не отрицает перевода денег. Платили этой компании, по его словам, за помощь в подготовке документов для обращения к следователям.

Также в выписках можно найти и другие подозрительные платежи, например, переводы крупных сумм Ларионову под отчет. В общей сложности на его карту за шесть месяцев 2014 года таким образом было отправлено около 870 тысяч рублей. ООО «Росси-Псков» платило Ларионову за аренду автомобиля: в 2014-2015 годах более 1,5 млн рублей за «Ауди» А6 90-х годов выпуска. В то время за такие деньги можно было купить минимум два таких автомобиля. В суде, кстати, Демиденко удалось расторгнуть этот договор, однако деньги за аренду авто вернуть так и не получилось.

Средства за аренду офиса также шли бывшему участнику общества, действующему генеральному директору Сергею Салькову: 720 тысяч рублей за офис в 2014-2016 г. Он также сдавал свой автомобиль марки «Газель» в аренду «Росси-Псков».

Здесь напрашивается вопрос: зачем вообще автомобиль и офис компании, которая не ведет хозяйственную деятельность? Ларионов говорит: «Чтобы ездить по судам». Ага, на грузовой «Газели»!

Указанные выше факты вызывают подозрения и желание докопаться до правды только у нас и Александра Демиденко. Следственные органы раз за разом отказывают в возбуждении уголовных дел, ссылаясь на недостаточность оснований. Возможно, у следователей в Острове слишком много работы, и они просто не смогли глубоко погрузиться в это дело. В таком случае мы будем рады, если наше небольшое расследование побудит их проявить больше внимания к этой ситуации и разобраться в делах «Росси-Пскова».



Жажда справедливости

Опасаясь очередных «импровизаций» следователей, Александр Демиденко, уже пенсионер, теперь большую часть времени живет за границей, приезжая в Россию лишь по делам.

— Его сейчас будут объявлять в розыск. Так что передайте: ему лучше приехать. Он думает, что он приедет сюда и его здесь посадят, но другой вариант еще хуже — если его объявят в розыск, его доставят принудительно и уж точно посадят, — заявил в разговоре с корреспондентом «Экономики и времени» Алексей Ларионов.

Демиденко обращает внимание на то, что дела против него были возбуждены очень легко, и подозревая в этом сговор оппонентов со следствием. При этом его неоднократные обращения в органы не дали никакого результата:

— Мы с 2010 года обращались в правоохранительные органы, в Следственный комитет, в Администрацию президента. Просили обратить внимание на то, как работают органы в Острове, но все наши обращения возвращались в Островской район. Все следственные органы отвечали, что будет проведена проверка. Длилась она несколько лет – результата нет, а все ответы, как под копирку: проверка не закончена, оснований для возбуждения уголовного дела нет.

Несмотря на возбужденное против него уголовное дело, Александр Демиденко продолжает вести борьбу с Ларионовым и Сальковым. В псковском арбитраже рассматривается несколько его исков, один из которых о признании недействительным договора между ООО «Росси-Псков» и ООО «Доринвест».

— Чего вы хотите этим добиться, — задали мы вопрос бизнесмену. — Понятно, что «Петро Инжиниринг» вы уже не вернете, вернуть деньги, отправленные в «Росси-Псков», тоже вряд ли получится.

— Вернуть себе честное имя — это первое, ну а второе — вор должен сидеть в тюрьме! Из тех денег, которые они от меня получили — а это порядка 26 млн рублей, на реальные работы было потрачено около трех миллионов, а все остальное было просто расхищено — отвечает Демиденко.


Другие материалы рубрики
ИСТОРИИ БОРЬБЫ
28.02.19Неолимпийские игры сочинских следователей
Эта история началась в 2012 году. Ко мне обратился Олег Кимович Егоров, владелец компании «Севстройинвест», которая строила один из олимпийских отелей в Имеретинке. Он предложил возглавить этот отель, запустить его, провести Олимпиаду и эксплуатировать дальше. Предложение меня заинтересовало, и я оказался в городе Сочи.
28.02.19Главная проблема бизнеса
За комментариями по ситуации с нарушениями прав предпринимателей в Псковской области мы обратились к президенту региональной Торгово-промышленной палаты Владимиру Зубову — человеку, работа которого заключается в помощи бизнесу, продвижению его интересов и защите. Каково же было удивление, когда мы узнали, что даже гражданин, занимающий подобный общественный пост, сам стал жертвой пренебрежения со стороны государственных институтов власти в ситуации, когда нарушение закона вполне очевидно.
28.02.19А что Титов?
Бывают весьма символичные совпадения. И вот одно из них. 22 июня 2012 года в России официально появился бизнес-омбудсмен. На должность уполномоченного по защите прав предпринимателей президент Путин назначил Бориса Титова. Новость должна была обрадовать издателя «Из рук в руки. Псков», который за несколько дней до того, 18 июня 2012 года, столкнулся с рейдерским захватом крайне популярной в 60-м регионе газеты. Мы попытались разобраться, помог ли в этой ситуации институт бизнес-омбудсменства.
28.02.19Падение шинного короля
ООО «Айс-Авто», основанное в 1997-м, входило в 20-ку крупнейших дистрибьюторов шин в России. Его партнерами были Pirelli, Nokian, Yokohama, Dunlop, Goodyear, Кама. Некоторые из них при попустительстве силовиков стали катализатором разорения компании.
28.02.19Башни беззакония: куда смотрит губернатор Петербурга
Одна из проблем наследия постсоветского периода, которую необходимо исправлять новым властям города, — вопрос общедомовых помещений. По закону они являются собственностью владельцев жилых и нежилых помещений дома, но Смольный в конце 90-х и начале 00-х перевел многие из них в имущество города, затем продавая или сдавая. Новые арендаторы и собственники в большинстве своем, как показывает практика, относятся к помещениям совсем не бережно, нарушая несущие конструкции, закрывая доступ к инженерным сетям, ставя дома под угрозу разрушения.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru