Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Столичный город областной судьбы - ЭиВ N 1 (823)
ЭКОНОМИКА
Столичный город областной судьбы
No. 1 (823) 28.02.2019
Беседовал Владимир Иванов
Все чаще от москвичей, приезжающих в Петербург можно услышать, что наш город буквально превращается в «деревню». Ощущение отставания от столицы в последние годы проявляется все сильнее. Насколько оно правдиво? Причина кажущегося разрыва — в работе руководства города или в чем-то другом? Такие вопросы мы задали президенту Высшей школы экономики в Петербурге Александру Ходачеку, а в ответ получили настоящий план работы для нового правительства города.
Петербург действительно сдал позиции за последние восемь лет?

Темпы экономического роста снижаются не с 2011 года, а несколько раньше. Это видно по динамике индекса промышленного производства и индекса физического объема в строительстве.

Причин несколько. Во-первых, ВРП Петербурга во многом зависит от конечной продукции. У нас выпускается много изделий с большим объемом передела: гражданские и военные суда, крупные электромашины. Они строятся не один год и поэтому бывают статистические разрывы. Во-вторых, Петербург всегда отличался тем, что выпускал стартовые серии и опытные образцы, а потом передавал на предприятия других регионов.

А если сравнивать с Москвой, то там и бюджетные назначения несравнимы с Петербургом. Например, у нас адресная программа капитальных вложений финансируется в пределах 80–100 млрд рублей, а в Москве только на инженерно-транспортную инфраструктуру ежегодно выделяется больше 500 млрд рублей. Это почти годовой бюджет Петербурга по доходам (591,83 млрд рублей).

Петербург во многом должен осуществлять деятельность по развитию территории совместно с правительством Ленобласти. Функциональное объединение регионов — необходимая мера.


Причина в плохой работе чиновников?

Напрямую с госуправлением это не связано. В городе изменилась структура доходной части бюджета: в последние два года на первое место вышла недвижимость, за ним следует ритейл, и только на третьем — промышленность. Эту тенденцию нужно менять на увеличение выпуска инновационной продукции.

Мы не дорабатываем в получении доходов от использования госимущества. Такие города, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, по разным оценкам, от 50 % до 70 % доходной части бюджета получают от рентных платежей. Мы нерационально используем имущество, задача — его не продавать, а сдавать в аренду.



Все, что вы сказали, в основном, касается крупного бизнеса, а если посмотреть на малый и средний бизнес?

Тогда Петербург с Москвой вообще нельзя сравнивать. Там такие понятия, как, например, мелкорозничная торговля, практически ушли в прошлое, что мы уже начинаем наблюдать и у нас.

Тем не менее, малый бизнес у нас развивается. Если вы возьмете газету объявлений, там как раз малый бизнес и есть: ремонт, стройка, перевозка, бытовые услуги — то, в чем нуждаются граждане. А средний бизнес работает в строительстве, в транспорте, в промышленности. Но последнее, скорее, касается малых инновационных компаний при крупных технических вузах или предприятиях.

Отдельно можно выделить медицинский, фармацевтический, радио-электронный и другие кластеры. Там — и крупные, и средние, и малые предприятия.

Также можно отметить компании с распределенным производством: часть находится здесь, часть — в других регионах. Так, кластер радиоэлектроники охватывает около 70 предприятий, только 12 из них находятся на территории Петербурга.



Какие отрасли проседают сильнее?

Строительство проседает второй год подряд (объем работ по строительству: 2017 год — 72,7 % к 2016 году; 2018 год — 96,5 % к 2017 году). Это показывает, что пятна разобраны, но, кроме жилья, почти ничего не строят. Плохое состояние легкой промышленности — по объему не превышает 2 %, а она тоже связана и с малым бизнесом, и с потребительским спросом населения.



А если сравнить наш город с другими миллионниками?

Петербург традиционно сравнивают с Москвой, потому что эти города по всем макроэкономическим показателям опережают другие города-миллионники. Может быть, Петербург стоит сравнивать с регионами, которые обладают большим населением и высоким производственным потенциалом, как Московская, Нижегородская, Свердловская области. И все равно мы по праву являемся второй столицей. По некоторым показателям мы даже иногда опережаем Москву. Например, по качеству жизни, по комфорту городской среды.

Возьмите общепит — в Москве он либо очень дорогой, либо плохой. А в Петербурге дешевле и на очень хорошем уровне. И это как раз малый и средний бизнес. Петербург — лидер по конгрессно-выставочной деятельности.



Как исправить нашу экономику?

Прозвучит, возможно, неожиданно, но предложение Минпромторга вернуться к мелкорозничной торговле может внести существенный вклад в пополнение бюджета. Если взять районы массовой застройки конца XX века, промышленный пояс, и пригородные территории, то там можно вернуться к этому формату. В центре города у станций метро и на лицевых сторонах крупных магистралей такие объекты не нужны, но на периферийных территориях они окажутся очень полезными.

Маленький павильон — это не только товары повседневного спроса, но также элемент информации, благоустройства и безопасности. Я могу привести пример Петрозаводска. На остановках там можно увидеть павильоны, арендаторы которых обязаны поддерживать окружающую территорию в порядке. Это важная социальная функция малого бизнеса, помимо создания рабочих мест.

Нужно восстанавливать отдельные отрасли и подотрасли народного хозяйства и поддерживать предприятия, которые традиционно были сильны в Петербурге — производство уникальных судов, выпуск инновационных изделий с высокой добавленной стоимостью, реставрация памятников и объектов культурного наследия.

Необходимо ликвидировать отставание по объектам инженерно-транспортной инфраструктуры. Это целый пласт проектов, которые перетекают из одного генплана в другой, но так и не реализуются. Большая проблема — недостаточная обеспеченность территорий развития и нового освоения объектами инженерной инфраструктуры. Затраты на них составляют 40 % сметы при строительстве объекта. И в этом мы существенно проигрываем не только Москве, но и многим городам Восточной Европы.



Въездной туризм может помочь?

Это как раз лакмусовая бумажка того, о чем мы говорили в предыдущих вопросах. Мало построить отели и предложить турпродукт с посещением музеев, выставок, театров и т. д., если турист не сможет комфортно доехать, не потерять свой багаж, обратиться за квалифицированной медицинской помощью, быстро передвигаться по городу.

Естественно, нужен аэроэкспресс в аэропорт, но все варианты, которые пока предлагаются, крайне неудачные. В Генплане был заложен вариант маршрута: ст. м. «Балтийская» — ж/д ст. «Шоссейная» — «Пулково 2». Наверно, нужно вернуться к нему.

У нас отсутствует единый комплексный турпродукт, когда турист может приехать не только в Петербург, но и посетить какие-то объекты в области. Сегодня туристы задерживаются в Петербурге в среднем на три дня, а с помощью поездок по Ленобласти этот срок можно было бы увеличить до пяти дней.



Петербург и область вообще сильно связаны. Актуален ли сейчас вопрос их объединения?

Объединение — вопрос не новый. Генплан 1987–2005 годов как раз был генпланом Ленинграда и области. И что бы не говорили, мы единый экономический организм. Петербургская агломерация давно перешагнула через административные границы. У нас большая маятниковая миграция: из 1,9 млн жителей области не меньше 400 тыс. работают в Петербурге, при этом около 2,5 млн петербуржцев имеют за городом второе жилье, а дачные участки фактически превратились в места постоянного проживания.

Петербург во многом должен осуществлять деятельность по развитию территории совместно с правительством Ленинградской области. Объединение не обязательно должно быть административным, но функциональное объединение — необходимая мера.



Как вы оцениваете новое правительство Петербурга?

Привлечены профессионалы, которые известны своей предыдущей деятельностью в органах госуправления различного уровня и бизнеса. Они знают структуру экономики города, знают направления, в рамках которых им предстоит работать. Я думаю, что они в большей степени профессионалы, нежели их отдельные предшественники. При этом у нас сохранилась преемственность власти: часть предыдущей команды осталась на своих местах.




Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru