1. Относительно пробелов в действующем законодательстве РФ «О СМИ».
1.1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» раскрывает понятие средства массовой информации и определяет в качестве ключевого отличительного признака, позволяющего аудитории и потребителям идентифицировать то или иное СМИ, его наименование.
В статье 15 Закона РФ «О СМИ» говорится о недопустимости повторной регистрации СМИ с одним и тем же наименованием.
Однако, Закон РФ «О СМИ» исходит из того, что под тем же названием средства массовой информации понимается название, буквально совпадающее с тем, которое было зарегистрировано ранее и отказ в учреждении СМИ на том основании, что название средства массовой информации, проходящего регистрацию, является сходным до степени смешения с названием средства массовой информации, зарегистрированного ранее, не может быть признан законным (абз. 5 п. 10 Постановления Пленума ВС РФ N 16 от 15.06.2010г. "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").
Таким образом, Закон РФ «О СМИ» предоставляет право любым лицам (в т.ч. с иностранным капиталом), желающим злонамеренно использовать коммерческий и репутационный потенциал ранее учрежденного СМИ, зарегистрировать аналогичную газету, журнал или сетевое издание со схожим до смешения наименованием, тем самым пренебрегая обычаями делового оборота, общими положениями действующего законодательства РФ и конституционными правами граждан на доступ к достоверной информации.
1.2. С «01» января 2016 года вступили в силу изменения в Закон РФ «О СМИ», касающиеся ограничения участия иностранных лиц в качестве учредителей и редакций отечественных СМИ.
Принятие соответствующего Федерального закона от 14.10.2014г. N 305-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» вызвано необходимостью осуществления контроля за участием иностранных элементов в деятельности отечественных СМИ в целях обеспечения информационной безопасности государства и недопущения нарушений прав и свобод российских граждан и законных интересов предпринимателей.
Как заявил глава Роскомнадзора Александр Жаров, выступая в апреле этого года в Петербурге на медиафоруме Общероссийского народного фронта «Правда и справедливость»: «большинство российских СМИ выполнило требование закона об иностранном капитале, … … подавляющее большинство привели структуру своего капитала в соответствие с российским законодательством».
Но это всего лишь формальная констатация. На практике закон легко обойти, что и происходит в настоящее время.
Еще в 2014 году Совет при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека в своем экспертном заключении указывал, что новая норма позволяет обойти ограничения на иностранное участие в СМИ. Например, Федеральный закон от 14.10.2014г. N 305-ФЗ (тогда еще – законопроект) не запрещает франчайзинговую схему финансирования и разделение системы управления СМИ на несколько юридических лиц.
Самый простой способ обойти закон, имея электронные средства массовой информации.
Для этого достаточно перестать считаться СМИ.
Так поступили, например: «Мегафон», «Вымпелком», «МТС», уведомившие Роскомнадзор, что прекращают действие свидетельств о регистрации своих сайтов как средств массовой информации. По тому же пути пошел и турецкий медиа-холдинг «Hurriyet» в отношении своих интернет-ресурсов: «irr.ru – Из рук в руки» и «job.ru»
Словом, несмотря на внесенные изменения в Закон РФ «О СМИ», в настоящее время иностранными недобросовестными лицами реализуются злоупотребительные схемы в обход закона, направленные на продолжение их доминирующего участия в деятельности отечественных СМИ.
Одна из схем обхода Закона РФ «О СМИ» заключается в правовой возможности иностранных компаний выступать правообладателями товарных знаков, в качестве которых могут быть зарегистрированы словесные обозначения, в т.ч. наименования СМИ.
Учитывая то, что Закон РФ «О СМИ» не предусматривает какой-либо защиты названий средств массовой информации, отечественные владельцы СМИ, в целях соблюдения Российского законодательства об интеллектуальных правах, вынуждены заключать с «правообладателями товарных знаков и прочих коммерческих обозначений» Лицензионные договоры, франшизы и иного рода соглашения на продиктованных условиях и фактически остаются подконтрольными лицами иностранных элементов.
В такой ситуации, нормативно-правовое регулирование введенных ограничений относительно зарубежного влияния на деятельность отечественных средств массовой информации теряет практический смысл.
2. Относительно негативных последствий неэффективности действующего законодательства РФ на примере общеизвестной российской газеты «Из рук в руки».
Свою схему «перестройки издательского бизнеса» на российском рынке печатных СМИ реализует упоминавшийся турецкий медиа-холдинг «Hurriyet», которому полностью подконтрольно общество с ограниченной ответственностью «Пронто-Москва».(ныне - ООО «Пронто Медиа Холдинг»).
В свою очередь ООО «Пронто Медиа Холдинг» является правообладателем общеизвестного бренда «Из рук в руки» и в недалеком прошлом (до принятия изменений в Закон РФ «О СМИ»), выступавшим учредителем группы газет «Из рук в руки».
В подтверждение вышеизложенных пробелов в российском законодательстве о СМИ, наши компании (ООО «РИАЛ», ООО «Пронто-Петербург», ООО «РИАЛ-ПРОНТО» и ООО «РИАЛ-ПСКОВ»), которые осуществляют редакционно-издательскую деятельность с 1990 года и занимаются выпуском газет «Из рук в руки» на территории Северо-Запада, считают своим долгом кратко изложить суть парадоксальной ситуации, возникшей в 2012 году по вине турецких учредителей ООО «Пронто Медиа Холдинг» на локальном рынке в Псковской области.
На протяжении многих лет издательские компании разных регионов и ООО «Пронто Медиа Холдинг» находились в партнерских отношениях, которые обеспечили не только динамичное развитие группы газет «Из рук в руки», но и сыграли важнейшую роль в создании и продвижении интернет-ресурсов, принадлежащих ООО «Пронто Медиа Холдинг»: «irr.ru – Из рук в руки», «job.ru» и бренда «Из рук в руки», в целом, на всей территории Российской Федерации, где выпускаются газеты «Из рук в руки».
С 2001 года на территории Псковской области на законных основаниях выходит в свет газета «Из рук в руки. Псков», которая приобрела большую популярность среди жителей и биснес-сообщества г. Пскова.
Печатное издание содержит на своих страницах объявления граждан (публикующиеся на бесплатной основе) о покупке, продаже, обмене своего имущества, а также актуальную и достоверную рекламу предпринимателей, которая помогает читателям сориентироваться в ценовых предложениях на товары и услуги.
Все это время учредителем, издателем и редакцией газеты в соответствии с Законом РФ «О СМИ» выступали наши компании, а ООО «Пронто Медиа Холдинг», осуществляющему выпуск газет через дочерние компании в других регионах страны, было достоверно известно, что газета «Из рук в руки. Псков» является коммерчески успешным проектом и занимает лидирующие позиции в данном регионе в сфере рекламно-информационных услуг.
К сожалению, после прихода нового иностранного учредителя в общество «Пронто Медиа Холдинг» - турецкой издательской группы «Hurriyet»), последний, используя свой статус правообладателя товарного знака «Из рук в руки» стал проводить корпоративную политику, направленную на оттеснение региональных издателей от вышеуказанных интернет-ресурсов, диктуя крайне невыгодные условия для их использования.
Отказ новых иностранных учредителей ООО «Пронто Медиа Холдинг» от конструктивного диалога и дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества с миноритарными участниками и региональными издательскими компаниями сопровождался не только пренебрежением обычаями делового оборота, но и в последующем трансформировался в откровенную попытку завладеть коммерчески успешной газетой «Из рук в руки. Псков», используя недобросовестные методы конкуренции.
В частности, после долгих судебных разбирательств, инициированных турецкими учредителями в отношении наших компаний о запрете издания группы газет «Из рук в руки» на Северо–Западе и не получивших нужного для них результата, ООО «Пронто Медиа Холдинг» стало преднамеренно распространять заведомо ложные сведения о нелегитимности издания газеты «Из рук в руки», в т.ч. на территории Псковской области с целью дискредитации наших компаний в глазах отечественных партнеров-инвесторов.
Затем в период с «06» по «09» июня 2012 года ООО «Пронто Медиа Холдинг» без нашего ведома учреждает в г. Пскове параллельную газету-клон с наименованием «Из рук в руки. Регион 60» и дочернее предприятие – ООО «Пронто-Псков», передав ему право издания названного СМИ.
Первые выпуски в свет газеты-клона «Из рук в руки. Регион 60» на рынок псковских СМИ сопровождались преднамеренной фактической подменой в торговых сетях газеты «Из рук в руки. Псков» на клон «Из рук в руки. Регион 60», копированием без нашего согласия базы данных рекламодателей, актуальных заказов на размещение материалов в СМИ и введением в заблуждение заказчиков (рекламодателей) и читателей газеты «Из рук в руки. Псков» относительно того, что наши компании якобы прекратили свою издательскую деятельность в г. Пскове, а газета «Из рук в руки. Псков» переименована в газету «Из рук в руки. Регион 60».
Все вышеизложенные факты, касающиеся учреждения и последующего издания печатного клона «Из рук в руки. Регион 60», а также приведенные примеры потребительской реакции на данную ситуацию свидетельствуют о спланированном создании злонамеренных и недобросовестных схем, вводящих в заблуждение потребителей и используемых ответчиками в целях завладения коммерческим и репутационным потенциалом газеты «Из рук в руки. Псков», выходящей в свет в Псковской области уже более 15 лет (с 2001г.).
В нашем распоряжении имеются доказательства и вступившие в силу решения антимонопольных и судебных органов, подтверждающие злоупотребительные и недобросовестные действия ООО «Пронто Медиа Холдинг» и его дочерних предприятий, в связи с учреждением на территории Псковской области газеты-клона «Из рук в руки. Регион 60».
Однако, к сожалению, неэффективность действующего законодательства РФ «О средствах массовой информации» не дает правовых оснований для принятия судебными и антимонопольными органами справедливого и обоснованного решения о фактическом закрытии СМИ-клона «Из рук в руки. Регион 60» и данная газета продолжает безнаказанно выходить в свет в г. Пскове наравне с нашим печатным изданием «Из рук в руки. Псков» вопреки установленным государством общеправовым принципам добросовестности и недопустимости злоупотребления правом.
Приложение:
1. Письмо региональных издателей в адрес турецких учредителей ООО «Пронто Медиа Холдинг» от 11.03.2011г. (
стр. 1,
стр. 2)
2.
Скриншоты официальной интернет-страницы ООО «Пронто Медиа Холдинг».
3. Экземпляр газеты «Из рук в руки. Псков» и экземпляр газеты-клона «Из рук в руки. Регион 60» (для сравнения)
4.
Заключение специалистов Национальной ассоциации масс-медиа исследователей от 19.11.2014г., утвержденное доктором филологических наук, деканом факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова - Е.Л. Вартановой
5.
Экспертное заключение №101/38 от 30.04.2014г. Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, составленное Федотовой А.Э. – вице-президентом Региональной общественной организации «Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных» и Межрегиональной общественной организации «Палата патентных поверенных»
6.
Решение Псковского УФАС России от 18.12.2012г. по делу о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Пронто-Псков», выразившимся в распространении ложных сведений о прекращении деятельности ООО «Пронто-Петербург» по изданию газеты «Из рук в руки. Псков».
7.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2015г. по делу №А40-84437/2015.
8. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.04.2016г. по делу №А40-112297/2015.
9. Жалобы и претензии контрагентов, партнеров и потребителей (читателей и рекламодателей) газеты «Из рук в руки. Псков» на сложившуюся парадоксальную ситуацию в г. Пскове, в связи с появлением газеты-клона:
-
Псковская Гильдия Риэлторов;
-
Письмо о сотрудничестве Из рук в руки.Псков и Русская недвижимость Агенство№1 Псков от 23.12.14;
-
Письмо от Псковское агентство печати 18.06.12 г.;
-
Письмо №19 от 20.06.12 г. Из рук в руки.Псков;
- Читатель 1 (
стр.1,
стр.2);
-
Читатель 2;
-
Читатель 3;
- Читатель 4 (
стр.1,
стр.2);
-
Читатель 5;
-
Читатель 6.
10. Публикации на тему:
-
Статья (РОСПЕЧАТЬ) от 07.07.2014 г.
-
Статья из газеты Из рук в руки. Псков от 02.08.2012 г.
-
Статья из газеты ИРР.Псков от 22.07.2013 г.