Категория мучных кондитерских изделий длительных сроков хранения, таких как печенье, вафли, пряники, кексы и тому подобное, оказалась наиболее устойчивой к проявлениям кризиса, по сравнению с другими видами кондитерских изделий, например, шоколадом и тортами. С одной стороны, этому способствует сформировавшаяся в нашей стране культура потребления кондитерских изделий — мучному в России традиционно отдается предпочтение. С другой, именно в этой категории цены растут относительно медленно, а стоимость таких изделий (цена за 1 кг) одна из самых низких, по сравнению с другими категориями. В сентябре 2015 года стоимость 1 кг печенья в среднем в России составила 133,6 руб., пряников — 113, 6 руб., кексов и рулетов — 219,1 руб. За год цены на эту продукцию выросли в диапазоне 18-21%. Для сравнения, 1 кг шоколада стоил в сентябре текущего года 715,2 руб., шоколадных конфет —265,3 руб., тортов — 391,4 руб. А цены, например, на шоколад росли самыми быстрыми темпами (+37,2%) по сравнению с остальной кондитерской продукцией. Это объясняет изменение потребительских предпочтений в условиях снижения уровня жизни, когда покупки в более дорогих категориях сокращаются и происходит отток предпочтений в сторону более дешевой продукции.
Кроме того, само производство мучных кондитерских изделий в меньшей степени испытывает давление девальвационных процессов на себестоимость производства своей продукции, что позволяет удерживать рост цен в существенно меньших пределах, а также позволяет сохранять его рентабельность пока еще в положительной зоне.
«Определенный рост экспортных продаж связан с проявлениями кризиса, поскольку и в России, и в основных странах-экспортерах российской кондитерской продукции, (в основном это бывшие республики Советского Союза) наблюдаются схожие модели потребительского поведения. В связи со снижением уровня жизни происходит смещение предпочтений в сторону более дешевых видов сладостей, — говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. — Подобный отток означает падение продаж в других категориях, в первую очередь шоколадных кондитерских изделий. А со временем, с усилением проявлений кризиса, может привести к сокращению потребления и внутри категории мучных кондитерских изделий, когда необходимость экономить будет вынуждать потребителей отказываться от приобретения сладкого».
* Данные Росстата |