Ситуация с выплатой годовых бонусов в 2014 году в Санкт-Петербурге схожа с тем, что наблюдалось в целом по стране. В среднем такая же доля компаний Петербурга подтвердила факт выплаты работникам прошлогодних бонусов (68%, как и по России). Четверть компаний (26%) в Санкт-Петербурге не выплатили и не собираются этого делать, что меньше, чем доля таких компаний в России в целом (29%).
В Петербурге за 2014 г. в большей степени выплатили бонусы сетевые компании (70%), чем компании, не имеющие региональной сети (66%). По стране в целом присутствовали такие же тенденции, но было больше предприятий с региональными сетями, выплативших прошлогодние бонусы (73%), и меньше несетевых (63%). Кроме того, каждая третья (33%) несетевая компания в России не собиралась выплачивать бонусы 2014 г., в то время как среди петербургских – каждая четвертая. Среди сетевых компаний Петербурга (26%) и России в целом (24%) разрыв в значениях по отказу выплачивать прошлогодние бонусы был меньше.
В Санкт-Петербурге в 2015 г. складывается более позитивная ситуация с планируемыми бонусными выплатами, чем в целом по России. Если в Петербурге каждая десятая компания заложила в бюджет бонусы для сотрудников и уверена в перспективе их выплаты (11%) или планирует в зависимости от результатов года (58%), то в России таких компаний – 8% и 55% соответственно. Доля предприятий, категорически отказавшихся от бонусирования сотрудников в этом году, по Санкт-Петербургу и по стране примерно одинакова (11% и 12% соответственно).
В компаниях, имеющих региональную сеть, как в России, так и в Петербурге, 7% уверены в выплате годовых бонусов за этот год, столько же – отказались от них. Каждая третья компания заложила бонусы в бюджет, но итоговое решение примет по итогам года (67% – Санкт-Петербург, 64% – Россия). Каждая пятая пока не планирует годовые бонусы, но может изменить решение (19% – Санкт-Петербург, 21% – Россия).
Среди несетевых предприятий больше тех, кто окончательно решил вопрос с годовыми бонусами в положительную сторону, и в Петербурге их больше, чем по стране в целом (14% против 10%). Каждая вторая несетевая компания планирует бонусные выплаты, но для окончательного решения ожидает конца года (48% – Санкт-Петербург, 46% – Россия). Интересно, что в Санкт-Петербурге меньше несетевых предприятий, пока не планирующих бонусы в этом году, чем в среднем по стране (23% против 29%). Однако каждая шестая компания, как в Петербурге, так и в России, полностью отказалась от выплаты бонусов в 2015 г. (16% и 15%).
Согласно общероссийским результатам исследования, совсем не рассматривают выплату бонусов за 2015 г. чаще всего представители таких сфер, как: телекоммуникации, СМИ и маркетинг (по 22%); пищевые товары народного потребления (16%); HoReCa (14%); розничная торговля и IT (13%); строительство (12%). Больше всего заложивших бонусы в бюджет компаний в сферах: автомобильный бизнес (20%), медицина (17%), финансы и банки (17%), пищевые ТНП (16%), IT (15%), телекоммуникации (11%). В областях машиностроения (82%), логистики и непищевых ТНП (по 71%) подавляющее большинство компаний бюджетируют годовой бонус, но окончательное решение примут по результатам года. Среди всех отраслей по вопросу бонусов также будут действовать в среднем больше половины компаний.
На основе аналитики, предоставленной петербургскими компаниями в «Банк данных заработной платы HeadHunter», в третьем квартале 2015 года средний фиксированный доход (gross) сотрудника составлял 42, 6 тыс. рублей, процент бонусов в среднем составлял 10%. В Москве доход составлял 52,4 тыс. рублей, бонус был немного побольше - 12%. |