Рост цен на сырье для кондитерской отрасли, продолжающиеся колебания курса валют и высокая стоимость заемных средств значительно повысили себестоимость наборов конфет – основной сувенирной продукции для предстоящей традиционной кампании «Елок» перед Новым годом. Перед федеральными и особенно региональными социальными учреждениями, основными заказчиками таких наборов, теперь может встать непростой выбор: сократить количество наборов и конфет или заменить их более дешевыми аналогами.
В ближайшие месяцы по всей стране стартует кампания по государственной закупке товаров и услуг к празднованию Нового 2016-ого года. Ежегодные заказы традиционно включают приобретение праздничных новогодних наборов для не менее традиционных «губернаторских елок» или поздравлений от глав районных администраций. На основе анализа открытых данных официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (Госзакупки http://zakupki.gov.ru/), Центр проанализировал возможные изменения в новогоднем наборе россиян, который он может получить к предстоящему празднику[1].
Согласно анализу[2], состав традиционного набора практически не меняется со временем и не зависит от географии закупки. Общее требование по закупке – это содержание шоколадных конфет и прочих сладостей в наборе не менее 70-90% от объема, при общем весе подарка от 700 гр до 1 кг (остальное занимают мягкие игрушки или другая сувенирная продукция). «Съедобная часть» новогоднего подарка обычно состоит из:
Шоколад (ГОСТ 52821-2007) - 11%
Оригинальные шоколадные конфеты (ГОСТ 4570-93) - 16%
Шоколадно-вафельные конфеты (ГОСТ 4570-93) - 11,4%
Шоколадные конфеты с пралиновыми и грильяжными начинками (ГОСТ 4570-93) - 20,8%
Шоколадные глазированные конфеты с помадными, желейными и комбинированными начинками (ГОСТ-4570-93) - 16,7%
Карамель (ГОСТ 6477-88, ГОСТ 6478-89) - 5,4%
Кондитерские изделия (ГОСТ 14031-68, ГОСТ Р 51074-2003, ГОСТ 14621-78, ГОСТ 6478-89) - 18,7%
Средняя стоимость новогоднего набора сладостей с учетом проведения процедуры закупки (т.е. подразумевает выбор предложения на наиболее выгодных условиях, что допускает незначительное дисконтирование как к розничным, так и оптовым ценам) в последние годы составила:
Период закупки
Средняя стоимость за 1 набора весом 0,7 кг, руб. с учетом всех налогов, уплаченных поставщиком и указанных в процедуре закупки, без учета стоимости упаковки и логистических издержек
«Новый год 2012/13» (закупка проходила в 2012 году) - 392, 16 - 6,6%
«Новый год 2013/14» (закупка проходила в 2013 году) - 431,4 - 6,5%
«Новый год 2014/15» (закупка проходила в 2014 году) - 486,19 - 11,4%
«Последние месяцы 2014 года были “стартом” существенных валютных колебаний, на который производители и поставщики отреагировали не сразу. Но уже в этом году накопившиеся проблемы с резким ростом стоимости сырья и продолжающейся экономической нестабильностью не позволят сдерживать стоимость продукции. Социальные учреждения, которые закладывали стоимость закупочных лотов в ценах прошлого года, вероятно, придется сделать выбор – или сократить количество подарков, или количество кондитерских изделий в наборе, или перейти на более дешевые заменители», - считает исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина.
В числе основных факторов, которые Центр считает определяющими для роста цен на продукцию, как и ранее, остаются: сокращение объемов производства шоколада и пищевых продуктов с содержание какао, рост цен на какао-бобы в странах-импортерах, падение курса рубля и покупательной способности.
«С учетом текущего годового прогноза инфляции на уровне 12-15,2% и накопленных проблемных факторов у производителей, а также предыдущих тенденций соотношения стоимости подарков с годовой инфляцией, новогодний подарок в этом году может фактически подорожать на 30-35%, а это значит, что ровно в таком же объеме уменьшится вес или качество подарков детям. Кроме того, удовлетворение новогоднего спроса российскими производителями может быть проблематичным из-за их сложного финансового состояния, поэтому вполне возможно, что соц.учреждениям придется закупать импортные продукты», - полагает Елизавета Никитина.
[1] Данный расчет не является публичной офертой и носит информационный характер
[2] Для анализа использовались сообщения по ключевым словам: «новогодние подарки», «новогодние наборы», «кондитерские наборы», «шоколадные наборы». Всего по выборке – 637 сообщений.
|