Благотворительная деятельность — особая сфера: сотрудникам организаций, специализирующихся на помощи нуждающимся, приходится знать и уметь больше, чем их коллегам в других областях. В этой статье автор попытался разобраться, кто и зачем работает в благотворительности и какие обязанности им приходится выполнять.
От фандрайзеров до арт-терапевтов
Одна из категорий сотрудников — это фандрайзеры, специалисты по привлечению денежных средств. Еще есть инициативные сотрудники, воплощающие в жизнь идеи фонда, — исполнительные и коммерческие директора, координаторы, администраторы, бухгалтеры, юристы, секретари и менеджеры. Выделяется категория работников благосферы, напрямую налаживающих работу с целевой аудиторией, — арт-терапевты, тренеры, соцработники, пиарщики, психологи, режиссеры и артисты.
— Фандрайзер — человек в организации незаменимый, — рассказывает Дарья Калач, директор благотворительной организации «Дети Павловска», — от него зависит приток инвестиций в поддержку всей ее деятельности. Есть три типа источников финансирования благотворительности: государственные гранты и субсидии, инвестиции юридических лиц и пожертвования физических. Всеми этими потоками нужно грамотно управлять, за каждым стоит своя специфика. Государственные гранты — это специфика отношений с госорганами. Юрлица — здесь главным инструментом могут быть связи с общественностью. Пожертвования от граждан — неплохо быть для этого event-менеджером. Поэтому, по-хорошему, в организации должно быть три фандрайзера. В профессии очень хорошо применимы принципы маркетинга, то есть технологии продаж, соответственно, лучшие кадры в данном случае целесообразно искать среди маркетологов и специалистов отделов продаж. Равно как и, наоборот, из человека, проработавшего в некоммерческом секторе на поприще фандрайзинга, по идее, должен получиться неплохой маркетолог.
У фандрайзеров есть свой этический кодекс. Существует также пять универсальных принципов фандрайзера: честность, уважение, целостность, эмпатия и прозрачность.
Навыки и умения
К работникам благосферы повышенные требования, в сравнении с аналогичной деятельностью в других областях. В первую очередь обращают внимание на личные качества соискателя. Часто нужно знание иностранных языков. Понадобится навык общения со СМИ, государственными структурами, представителями бизнеса, фондами-партнерами и грамотное написание отчетов. Приветствуется умение организовывать публичные мероприятия и выступать на них.
— Коммерческий директор в любом благотворительном проекте должен уметь четко распределять денежные потоки, чтобы осуществлять благотворительную деятельность не в ущерб развития самой организации, — замечает Светлана Овчаренко, коммерческий директор проекта «Спасибо». — А также уметь находить людей, которые будут полностью вовлечены в цели проекта и могут помогать его развитию. Часто эта должность включает в себя несколько должностей, принятых в обычных организациях, и приходится уже в процессе работы брать на себя новые обязанности, учиться и узнавать то, чем раньше не приходилось заниматься. В какой-то момент многим хочется, чтобы их работа приносила видимую и ощутимую пользу. Мне повезло применить свои знания и опыт, а также развиваться, помогая другим.
Фонды нередко получают гранты. Тем, кто хочет работать в благосфере, эксперты особенно советуют узнать специфику отношений с государственными органами, как собирать пожертвования.
— Требования к тем, кто работает на коммерческих должностях, в нашем фонде не особенно отличаются от требований в коммерческом секторе: важен профессионализм, навыки работы в требуемой области, ответственность, целеустремленность, готовность развиваться, — говорит Елена Лубянкина, специалист по связям с общественностью фонда «Родительский мост». — При этом необходимо понимание того, где ты работаешь и для чего ты это делаешь. Человек должен разделять наши убеждения и искренне хотеть своей работой помочь достижению основных задач, на которые направлена работа фонда — помощь детям-сиротам, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, профилактика отказов, подготовка приемных родителей».
Побудительные причины
Помочь выбрать организацию поможет определение вашей внутренней мотивации. Это может быть поддержка детей и взрослых, инвалидов, талантливых людей, различных животных.
— Мотивации трудоустройства, конечно, у каждого свои, — поясняет Елена Лубянкина. — Бывает, что сотрудниками становятся волонтеры, до этого помогавшие фонду и знающие его работу изнутри. Например, хорошие фандрайзеры могут получиться из волонтеров, которые знают потребности фонда и имеют за плечами опыт работы с клиентами. Люди с опытом работы в рекламе или в организации праздников становятся хорошими координаторами проектов. Польза от работы в том, что административный персонал закрывает собой определенный фронт работ, позволяя психологам, соцработникам, тренерам, заниматься прямой помощью семьям».
В благосфере новые кадры приветствуются, особенно связанные с финансами, с кобрендингом (продвижением товаров с включением пожертвования). Здесь не стоит ожидать высоких зарплат. Но есть труд в команде единомышленников и возможность самореализации. |