Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Город и человек — взгляд в будущее - ЭиВ N 1 (822)
СРЕДА ОБИТАНИЯ
Инфраструктура
Урбанизация
Город и человек — взгляд в будущее
No. 1 (822) 18.05.2015
Анастасия Самуйлова
Среда обитания людей меняется на протяжении всего периода их существования. Эволюционирует жилище, быт и городское пространство в целом. Каким же будет город в будущем? Сохранятся ли его функции и «отношения» с жителями? Об этом рассказали директор Международного института урбанистики и регионального развития Юрий Чудновский и председатель правления Института ресурсов будущего Владимир Никитин
· Какова связь человека с современным городом?

Город — это все новые и новые ответы на один и тот же вопрос: зачем и как жить вместе? И каждый шаг городского развития — очередной ответ на более конкретные вопросы: мы живем вместе, чтобы сообща молиться или защищаться от врагов или вместе учить детей, или следовать Закону, или комфортнее и дольше жить и больше потреблять?

А главный вопрос: зачем сейчас мы вместе живем в городах, если все предыдущие ответы при современном развитии техники можно реализовать, живя отдельно? Ведь жизнь в городе связана со значительным количеством проблем и сложностей — экология, стрессы, низкое качество воды и питания, вопросы безопасности в предельно широком понимании, культурная деградация и т. п.

Горожанам, если они собираются оставаться таковыми, придется давать новые ответы на эти вопросы. Иначе говоря, ответы определяют смысл города и его отдельных частей.



· Как будет меняться городское пространство?

В нем начнут выделяться новые смысловые пространства. Не функциональные, как это принято в понимании градостроителей, а смысловые. Они могут не иметь функций, но у них будет смысл. В городской среде усилится разделение на функциональные пространства, обеспечивающие стандартные функции, деятельность. Эти пространства в условиях глобализации будут все более и более стандартизоваться и унифицироваться. Уже и сегодня, войдя в любой из сетевых отелей, трудно понять, в каком городе, стране или на каком континенте ты находишься. То же в полной мере относится и к офисам, торговым молам, аэропортам.

Так, центр Петербурга — это плотный смысловой узел, который еще держит все пространство города и притягивает людей со всего мира. Не дай бог его разрушить, исходя из идеи пользы и комфорта, — весь город станет только машиной для жизнеобеспечения.

Уникальность городов будет видна в сфере непрагматической жизни — беседы, прогулки, созерцание, встречи, искусство, творчество, чтение…

При этом нужно обратить внимание, что уже сегодня структура распорядка жизни горожан стремительно меняется в направлении сокращения «рабочего времени».

Следующий шаг городов — это шаг к новому осмыслению совместного «неделания» и закрепление этого смысла в городском пространстве.



· Как будет эволюционировать жилище человека? Сохранятся ли сегодняшние функции дома, «домашнего очага»?

Жилище горожанина сегодня, в первую очередь, это место уединения и «выхода из города». В этом смысле оно не столько «очаг», сколько «нора». Все остальные функции дома город уже забрал себе. Дом перестает быть местом общения. Кухонные посиделки, воскресные семейные домашние обеды, походы в гости все больше и больше уходят в прошлое. Очаг как место приготовления пищи заменила микроволновая печь. Жилище перестает быть местом приложения творчества и реализации миропонимания хозяев. Даже смерть в «родной постели» становится редкостью. Но при этом нужно упомянуть интересный феномен — второе жилище горожанина, то есть дачу, которая во многом стала «очагом». Загородное жилище также место приложения творчества, семейных встреч и восстановления связей с природой.



· Каким образом изменятся инфраструктура города, транспорт, парковые зоны?

Сам собой напрашивается ответ: инфраструктура станет лучше, транспорта будет больше, а парков — меньше.

Но вопрос ведь в другом: как будет меняться время горожанина? Развитие инфраструктуры ускоряет функциональные процессы, но это нужно только для деятельности. А вне ее желательно жить медленно — вдумчиво и спокойно читать, долго любоваться, не спеша беседовать или гулять. Вопрос в том, способны ли города нам обеспечить не ускорение, а замедление. Чем же с этой точки зрения должны быть дополнены инженерные инфраструктуры и транспорт? Нет общего ответа для всех городов. Каждый город будет решать это по-своему.



· Будет ли классовое расселение по районам города?

С понятием классов сейчас стало довольно трудно управляться. Но разделение по финансовым возможностям, безусловно, сохранится и усилится. Особенно активно этот процесс будет происходить на постсоветском пространстве, поскольку в «советских» городах, особенно в их центрах, жили люди «высоких» и «низких» социальных позиций.



· Станет ли город более комфортным для обитания человека или подчинит его себе?

Это изнанка вопроса о смысле городской жизни. Если горожане смогут обрести этот смысл для себя — победа за ними. Если нет — победят технологии, превращающие горожан в собственный материал, подчиненный своим технологическим законам.
Европейский пример

Недавно генеральное консульство Финляндии сообщило о приобретении для своих сотрудников четырех служебных велосипедов для экологичного передвижения по Санкт-Петербургу.

В западных странах часто можно встретить чиновников, даже высокопоставленных, передвигающихся по улицам города на велосипеде. В Петербурге такое пока большая редкость. Впрочем, это не касается дипломатических работников других государств. Они с удовольствием разъезжают по Северной столице на «железных конях».

«Консулам теперь будет значительно удобнее ездить с одной встречи на другую» — говорится на официальной странице консульства в сети Facebook. Возможно, их пример повлияет и на петербургских чиновников.


На работу на велосипеде

21 мая в Петербурге пройдет Всероссийская акция «На работу на велосипеде». Всем желающим предлагают передвигаться по своим делам в этот день по городу на велосипеде.

Организаторы акции стремятся показать, что вопреки существующим стереотипам, велосипед может быть разумной транспортной альтернативой, не считая того, что это хороший способ поддержания физической формы, инструмент для улучшения экологии и транспортной ситуации в городе. Предыдущая акция «На работу на велосипеде зимой» состоялась в феврале этого года.

Организатором мероприятия выступает проект Let’s bike it, который с 2010 года пропагандирует среди россиян велосипед как доступный и удобный способ передвижения. Всего в акции принимает участие порядка 40 городов России, включая Санкт-Петербург и Москву.
Впервые акция «На работу на велосипеде» была проведена Лигой американских велосипедистов (League of American Bicyclists) в США в 1956 году. День проходил в рамках Национального велосипедного месяца, организованного Велосипедной торговой ассоциацией (Cycling Trade Association) для увеличения продаж велосипедов.


Новые маршруты

Летом Смольный планирует запустить в Петербурге два новых велосипедных маршрута Купчино – Центр и Петербург – Ломоносов общей протяженностью около 10 км.

Маршрут Купчино – Центр начнется на участке Бухарестской улицы от улицы Олеко Дундича до улицы Турку. Велосипедный маршрут Петербург – Ломоносов будет организован от улицы Пионерстроя до проспекта Ветеранов, 23.

На участках прохождения веломаршрутов появятся специальные знаки и дорожная разметка. В Комитете по развитию транспортной инфраструктуры отмечают, что сегодня велосипедная инфраструктура Санкт-Петербурга требует внимания и детального подхода к организации комфортных и безопасных маршрутов как для велосипедистов, так и для других участников дорожного движения. В проекте Смольного строительство велодорожек общей протяженностью двести двадцать километров. На сегодняшний день общая протяженность велодорожек составляет двадцать километров. В основном, они располагаются в парках и скверах города.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru