Необычная архитектура и привлекательный дизайн бизнес-центра - это дополнительный показатель статуса компании, важный для тех организаций, к которым приезжает большое количество клиентов и партнеров. Как правило, такую архитектуру делают в бизнес центрах класса «А».
«Архитектура являемся «лицом» любого здания. Но ее значение для арендаторов не так важно как локация и ставка аренды. Эффектный бизнес-центр может иметь ставку выше на 10-20%, но это не гарантирует успех в заполнение его арендаторами. Пример - необычный БЦ класса «А» «Аэроплаза» в Пулково, который испытывал трудности с привлечением арендаторов», - рассказывает директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге Михаил Рожко.
Впрочем, все зависит от объекта, его локации, пула арендаторов, которых он хочет привлечь. В бизнес-центрах класса «В», «В+» и «А» крупные арендаторы обращают внимание и на внешний вид здания, и на планировочные решения офисов, возможность перепланировок. Поэтому важно находить компромисс между строительством интересного объекта и затратами на архитектуру, строительные материалы, чтобы потом не выводить на рынок бизнес-центр с изначально не жизнеспособными ставками. Кроме того, все здания должны подходить по стилистике в данном районе, не выбиваться из окружающей среды. Арендатор должен захотеть работать в этом здании.
Эксперты выделяют основные тренды в архитектуре бизнес-центров в Санкт-Петербурге:
1. Тяготение к классическому стилю в бизнес-центрах в центре города.
2. Больше света - использование в бизнес-центрах панорамного остекления, террас.
3. Интегрированность бизнес-центров в общественную зону, «подстройка» под соседние здания.
4. За пределами центра использование современного стиля: сочетание необычных форм, стекла и облицовочных материалов.
5. В дизайне входной группы: высокие потолки, просторный, очень просторный холл, светлые тона в отделке, обилие искусственного камня на полу и стенах.
Успешные примеры
Поскольку каждый девелопер ориентирован на достижение максимального дохода, перед архитекторами в первую очередь ставится задача увеличить полезную площадь здания. Внешний облик здания, использование европейских материалов отходят на второй план. Хотя встречаются и исключения.
В качестве примера петербургской современной архитектуры руководитель студии «Интерколумниум» Евгений Подгорнов приводит бизнес-центр класса «В+» MEZON PLAZA компании ООО «Газпромбанк-Инвест Северо-Запад», который строится на Большом Сампсониевском проспекте, 28 (корп. 2, лит. Д). Общая площадь объекта - 36 000 кв. м., арендопригодная площадь - 22 600 кв. м.
«Работая над MEZON PLAZA, у нас стояла задача спроектировать здание таким образом, чтобы оно не казалось огромным, а на этой территории объект 36 000 кв. м. – это очень прилично. Поэтому мы сделали здание модульным, чтобы его можно было делить на блоки и обустраивать для разных арендаторов, - поясняет Евгений Подгорнов. – Также мы использовали обширное остекление, чтобы сделать объект максимально светлым. На верхних этажах будут созданы террасы, которые также смогут использоваться в качестве офисов. Для создания единого ансамбля с окружающей застройкой был использован специальный облицовочный материал».
Стилистика двух столиц
Пока новая архитектура Петербурга только начинает формироваться, в Москве появились свои примеры, которые может позаимствовать «Северная столица». Ярким примером строительства на одной территории бизнес-центров в едином стиле является международный деловой центр «Москва-Сити». «Москва финансово состоялась лучше, чем Петербург, поэтому там есть возможность увеличивать затраты на архитектуру, чтобы в дальнейшем ставить более высокие ставки. На мой взгляд, «Москва-Сити» - это хороший пример реализации единого ансамбля зданий на одной территории. В Петербурге тоже логично делать что-то похожее, вести застройку менее стихийно и создавать интересные и красивые деловые районы», - считает Евгений Подгорнов.
По мнению Михаила Рожко, в ближайшие годы на облик бизнес-центров повлияет стремление к созданию «зеленого офиса», использование экологических стандартов и создание зеленых зон рекреации внутри. Это также повторяет общемировой тренд развития. При этом внешний вид зданий в ближайшие 15-20 лет кардинально не изменится.
Материал предоставлен NAI Becar PROMO |