Как считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, трендами 2015‑го станут укрупнение туристического бизнеса, развитие онлайн-продаж и явный уклон в пользу относительно недорогих туров стоимостью до $1 тыс.
«Число операторов и турагентств может сократиться как минимум на 30 %, а ущерб понесут продажи в диапазоне от $1,1 до 2 тыс.: скорее всего, в них спад достигнет 80 % былых объемов», — полагает она. Резкое снижение объемов ожидает и практика раннего бронирования — количество желающих оплатить поездки за несколько месяцев даже по льготным ценам будет падать и впредь. «Если и будут покупать, то в основном за неделю-три до начала тура», — констатирует эксперт.
Более сильной тенденцией станет и тяга туриста к самостоятельной организации поездки. По разным данным, спрос на покупки туруслуг в онлайне уже вырос на 50 %, а сервис Oktogo.ru отмечает, что в 2014‑м онлайн-бронирование составило около 25 % всего объема туристических продаж. Эксперты исследовательского агентства Data Insight уверены: в 2015‑м этот рынок в России может вырасти еще на 40–50 %. «Это произойдет даже в том случае, если продолжится падение курса рубля: самостоятельно «собранная» поездка в большинстве случаев может оказаться выгоднее», — считают они. Однако и в этом сегменте туристу лучше иметь дело с крупными игроками, так как вероятность ухода с рынка средних и мелких компаний высока.
Но самыми значимыми для туриста станут в 2015‑м два фактора: увеличение минимального размера страховки для выезжающих за рубеж до 2 млн рублей и изменения, связанные с размером финансовых гарантий операторов.
Сумма страховки вырастет
С первым все ясно: еще 30 декабря 2014 года в Госдуму поступил соответствующий законопроект. В нем прямо говорится, что «многие отдыхающие не задумываются о покупке страховки при выезде в страны, где наличие этого документа не является обязательным условием въезда, а минимальной страховой суммы в 15 тыс. евро недостаточно для оплаты стоимости лечения и медицинской эвакуации в случаях серьезных заболеваний или получения тяжелых травм даже в не самых дорогих странах массового туризма (Египет, Турция, Таиланд и другие)». К тому же «договоры страхования не предусматривают оплату лечения и медицинской эвакуации в случаях, когда необходимость оказания экстренной и неотложной медицинской помощи связана с обострением хронических заболеваний (в том числе тех, о которых не было известно застрахованному лицу), осложнением течения беременности и т. д.». В результате нередко денег на оплату услуг зарубежных врачей не хватает и государство тем или иным образом вынуждено доплачивать.
Если изменения в закон примут (а в этом нет практически никаких сомнений), клиент, то есть наш турист, с одной стороны, выиграет, а с другой — потеряет. Плюсом является то, что теперь оплата медицинских расходов на отдыхе (даже при обострении хронических заболеваний) ложится на плечи страховщика: законопроектом определен минимальный перечень случаев, при наступлении которых он обязан осуществлять организацию и оплату медицинской помощи. А минус в том, что минимум страховки должен быть не меньше 2 млн рублей. Следовательно, и стоить она будет больше. Причем в договоре о реализации путевки появятся сведения о заключении договора добровольного страхования, а оператор или агент должны предупредить туриста о том, что в случае отказа от приобретения страховки все медицинские расходы он будет нести самостоятельно. И получение этой информации клиент обязан подтвердить личной подписью.
Скоро определимся
Что касается фингарантий и напрямую связанных с ними изменений в основной закон о туризме, то тут еще много неясностей.
Скорее всего, у туроператоров появится законодательная обязанность предоставлять клиентам авиабилеты (в оба конца), а также полный пакет других документов по туру (ваучер на отель, визу и т. д.) не позднее чем за 24 часа до начала путешествия. Вероятно, что к середине 2015‑го в России будет внедрена в практику и система электронной путевки, благодаря которой турист сможет отслеживать прохождение своего заказа на всех этапах. Что и даст ему возможность быть уверенным в том, что все услуги оплачены и проблем не будет. Но…
«Фишка» состоит в том, что законодатели намерены резко увеличить объем финансовой ответственности туроператоров. Так, минимум фингарантий предполагают повысить с 30 до 50 млн рублей, а к обязательным взносам в фонд «Турпомощь» (он как раз и занимался вывозом туристов компаний-банкротов) добавится и фонд персональной ответственности туроператора, средства из которого будут использовать в первую очередь. Вопрос пока открытый, так как АТОР и Всероссийский союз страховщиков (ВСС) предлагают вообще отказаться от института фингарантий. «Мы предлагаем не просто исключить их из обязательных требований, но хотим, чтобы у туроператора был выбор между наличием фингарантии, фонда персональной ответственности или иным обеспечением, которое позволило бы туристам в случае банкротства компании получить компенсацию», — подчеркнула Майя Ломидзе.
Понятно, за чей счет туроператоры станут нести дополнительную финансовую нагрузку. Очевидно, что они переложат ее на плечи клиентов, банально увеличив стоимость туров… И как это будет выглядеть в цифрах, станет ясно совсем скоро, поскольку операторам надо застраховаться до марта: если этого не произойдет, их исключат из федерального реестра. А за работу вне его законопроект о туризме предполагает уголовную ответственность…
Владимир Сергачев |