В конце апреля 1949 года — 60 лет тому назад — Швеция продлила транзитные льготы для советских и восточноевропейских грузов, действовавшие вплоть до распада СССР и Совета экономической взаимопомощи. Примечательно, что это произошло через 2 недели после создания НАТО, военного блока, в котором Швеция отказалась участвовать, и не участвует по сей день…
Стокгольм тем самым 60 лет назад продемонстрировал НАТО и США свою независимость в политических решениях и отказ следовать антисоветским курсом. Кстати, Швеция отказывалась предоставлять убежище «лесным» братьям и другим экс-пособникам нацистов. Она была едва ли не единственной страной Запада, голосовавшей в ООН против объявления Китая агрессором в Корейской войне (1950–1953 гг.) и против эмбарго на торговлю с Китаем, Северной Кореей и Северным Вьетнамом.
Та же шведская линия политического нейтралитета и экономического сотрудничества с восточными соседями проводится и сегодня. Именно Швеция инициирует в североевропейских и общеевропейских структурах долгосрочные программы сотрудничества с РФ и Белоруссией, особенно в рамках «еврорегионов» («Ливония», «Неман», «Приозёрный край», «Шешупе», «Карелия», «Эстония-Чудское озеро», «Днепр»), а шведский бизнес остаётся основным зарубежным инвестором, прежде всего, в производственные и инфраструктурные отрасли экономики Белоруссии и Северо-Запада РФ.
При поддержке со стороны Стокгольма Белоруссия стала ассоциированным участником Совета сотрудничества стран Балтийского моря. Шведская сторона не одобряет антирусскую-антисоветскую «истерию» в странах Балтии и, в частности, «параноидальное» кощунство в этих странах в отношении советских воинских захоронений и памятников.
А в ряде шведских изданий и в комментариях местных экскурсоводов не без гордости отмечается, что в Швеции бывали и работали такие видные российские и советские деятели, как Ленин, Сталин, Чичерин, Луначарский, Плеханов, Коллонтай, Красин, Бакунин, Кропоткин, Туган-Барановский, Булганин, Косыгин. Кстати, именно шведские гуманитарные пароходы «Эскильсстуна» в 1918–1919 гг. спасали от голода и вымирания Петроград, блокированный флотом Антанты, которая не решилась прервать эти поставки. Первой из «западных» стран, официально признавших СССР, ГДР, КНР, Монгольскую Народную Республику, тоже была Швеция…
Такая линия Швеции реализуется с середины XIX века(!), ибо уже в то время в Стокгольме хорошо осознали цели и последствия зарубежного «стравливания» Швеции с Россией.
Все эти факторы были прямо или косвенно отражены в первой советской книге-справочнике по Швеции: М. Н. Соколов, «Швеция», М., Географгиз, 1953 г. Это издание теперь можно найти лишь у букинистов и за немалые деньги. «Тональность» же его показывает долгосрочный характер отношения тогдашнего руководства СССР к Швеции, как и то, что оно понимало суть шведской политики. Вот лишь одна выдержка из этого издания…
«По окончании войны Швеция испытывает острую потребность в рынках для сбыта своей продукции и для закупок многих товаров. Однако… западноевропейские страны, пережившие после войны сильнейшую экономическую разруху, не могут удовлетворить импортные потребности Швеции и обеспечить устойчивый спрос на ее товары. Эти проблемы Швеции легко могли быть разрешены путем развития взаимовыгодных связей с СССР и странами народной демократии. Оттуда Швеция может получать дешевый каменный уголь, прокат, оборудование, химикаты, текстиль, некоторые сельскохозяйственные товары. Одновременно те же страны являются устойчивыми и надежными импортерами шведских железной руды, целлюлозы, стали, шарикоподшипников, электрооборудования, другой промышленной продукции.
Поэтому заинтересованные круги Швеции выступили за заключение советско-шведского соглашения, подписанного 7 октября 1946 года. Оно предусматривало размещение заказов СССР в Швеции на сумму 1 млрд крон на электросиловое, машинное оборудование, паровозы, рыболовные суда и стальные изделия…»
Одним словом, российско-шведский взаимовыгодный диалог имеет крепкие исторические корни и надежную политическую основу.
|