В прошлом сезоне, по оценке Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) администрации Петербурга, город принял около 5 млн туристов, значительную часть из которых эксперты относят к категории деловых. Летом 2011 года их количество, наряду с другими гостями северной столицы, должно вырасти на 10–15 %.
Срочно, по делу
Развитие делового туризма является одной из стратегических задач — его потенциал в Петербурге оценивают как очень высокий, и поэтому в администрации завершают разработку специальной программы по развитию местной MICE-индустрии.
В ближайшее время в северной столице намереваются реализовать сразу несколько крупных проектов в сфере делового туризма. Если это удастся сделать, то к 2020 году площадь его специализированных конференц-объектов составит около 97 тыс. кв. м (на 40 тыс. мест). Крупные конгрессные комплексы, как ожидается, появятся как в центральной части города, так и вблизи аэропорта.
Как считает руководитель КИСП Алексей Чичканов, это позволит уже через 2–3 года вывести деловые возможности Петербурга на принципиально новый уровень, войти в элиту европейской MICE-индустрии и привлечь в северную столицу дополнительный контингент людей высокой платежеспособной категории. Однако уже сейчас город на Неве вполне способен принять достаточно крупные (в том числе международные) деловые мероприятия с числом участников до 2,5 тыс. человек. И ставшее традиционным проведение Петербургского международного экономического форума — отличное тому подтверждение.
Примем всех
Значительно увеличились и возможности Петербурга по размещению гостей.
По официальным данным администрации северной столицы, в настоящее время в городе на Неве функционируют более 600 объектов размещения с общим фондом свыше 28 тыс. номеров.
Сейчас Петербург способен предложить гостям как из России, так и из-за рубежа самые разные варианты размещения. Включая как суперэкономичное пребывание в молодежных хостелах, так и прием в отелях экстра-класса. С 20 апреля, к примеру, появилась возможность бронирования номеров в отеле W St. Petersburg — первой не только в России, но и в Восточной Европе гостинице группы W Hotels. Об ее уровне говорит то, что официальным автомобилем отеля стали новейшие модели Porshe двух цветов в максимальной комплектации. Правда, при желании гость может выбрать в качестве средства передвижения и велосипед. Тоже марки Porshe…
В течение 2011-го к уже работающим крупным гостиницам должны прибавиться большие отели под такими брендами, как Four Seasons, Swissotel и Crowne Plaza. Один только гостиничный оператор Intercontinental вводит в строй сразу два крупных объекта размещения (в районе аэропорта Пулково и на Лиговском проспекте) на более чем 500 номеров, а всего в этом году в Петербурге их должно появиться не менее тысячи.
Город постепенно, шаг за шагом, все больше приближается к европейским нормам по соотношению численности жителей и количества номеров в гостиницах: уже через 2–3 года по этому показателю он вряд ли будет уступать другим столицам континента.
Стоит отметить и то, что отели Петербурга нередко предлагают гостям не только стандартный набор гостиничных услуг, но и обширную культурную программу. В этом случае речь идет не только о банальном бронировании билетов в театры или на концерты, но и об организации собственных событий. В частности, в «Европе» систематически проходят вечера музыки Чайковского, а в «Амбассадоре» — «Вернисаж искусств», на который гостей приглашает известный итальянский дирижер Фабио Мастранжело.
Есть контакт!
Гости столицы, по всей вероятности, уже успели привыкнуть к «Службе ангелов», указателям и информационным стойкам в метро (в том числе на иностранном языке). Но весной 2011-го в Петербурге заработал и контакт-центр для российских и иностранных туристов.
Круглосуточная телефонная служба с единым номером позволяет гостям получать всю необходимую информацию о его туристических возможностях. По этому же номеру они могут пожаловаться на нарушение своих прав и обратиться за помощью. Голосовое меню мультиязычно: в контактном центре станут работают люди, способные говорить на самых разных языках. Основная цель создания такой службы — организация «комфортной информационной среды как для туристов (в том числе иностранных), так и жителей Петербурга».
Расширяем «ворота»
Важные шаги предприняты накануне летнего сезона 2011 года и по расширению транспортных возможностей по приему гостей.
Во-первых, с конца марта начал регулярные рейсы в Стокгольм (на обратном пути он заходит и в Таллин) паром «Анастасия», появление которого позволило существенно расширить «окно в Европу». Стокгольм — один из крупных европейских авиахабов, отправная точка множества морских круизов. Поэтому зарубежные туристы, прилетающие в столицу Швеции из других стран, без проблем смогут побывать в Петербурге: на них, как и на пассажиров другой, работающей уже более года паромной линии (Петербург-Хельсинки), также распространяется правило безвизового 72-часового пребывания. С открытием новой паромной линии город уже в этом году намерен дополнительно привлечь до 450 тыс. туристов.
Как заявил по случаю открытия летней круизной навигации капитан пассажирского порта Санкт-Петербург Юрий Орлов, за сезон город на Неве намерен принять 542 судна с общим числом пассажиров около 860 тыс. человек.
Не стоит забывать и того, что в этом году завершается строительство морского пассажирского терминала «Морской фасад»: все 7 его причалов готовы к работе с полной загрузкой. При этом в северной столице произойдет перераспределение мощностей по приему круизных и паромных судов между Морским вокзалом и «Морским фасадом». Так, паромные линии компании St.Peter Line на Хельсинки и Стокгольм (с обслуживающими их паромами Maria и Anastasia) будут начинаться от Морского вокзала: за сезон эти суда должны совершить около 110 судозаходов. А «Морской фасад» в первую очередь будет обслуживать круизные лайнеры (их ожидается 207), а также зарубежные паромные линии. Кроме этих двух причальных комплексов, круизные суда по-прежнему будут принимать прямо в центре Петербурга на Английской набережной (42 судозахода) и на набережной Лейтенанта Шмидта (56). Как считает руководитель СЗО РСТ Сергей Корнеев, спрос на круизные программы будет расти и в дальнейшем.
Недавно правительство Петербурга приняло и решение по поводу организации доставки пассажиров из аэропорта «Пулково». Работы по его реконструкции начались, и пропускная способность нового пассажирского терминала уже в 2013 году составит не менее 14 млн пассажиров. Несмотря на то, что обсуждались, по крайней мере, три варианта, правительство северной столицы склонилось к проекту «легкого трамвая», который должен связать аэропорт с Московским вокзалом по трамвайным путям. Утвержден даже маршрут «легкого трамвая» (значительная часть пройдет по Бухарестской улице), однако существующие пути будут реконструированы с применением новых технологий, в результате чего транспорт станет почти бесшумным. Предполагается, что трамвай будет совершать почти 30 остановок, время в пути от аэропорта до вокзала составит около 60 минут, а интервал в движении — 15. Но придется подождать: ввод новинки в строй, как и первой очереди реконструированного «Пулково», намечен на 2013 год. Все еще не исключена возможность и реализации проекта «Аэроэкспресса» до Балтийского вокзала, которая может быть осуществлена ОАО «РЖД».
Впрочем, даже сейчас, несмотря на отсутствие железнодорожного сообщения с аэропортом, добраться туда не проблема: днем на маршрутах в Пулково работает много рейсовых автобусов, а большое количество такси доступно круглосуточно. |