Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Территория сетей: атака на кошельки удалась - ЭиВ N 0 (0)
Деловая карта России
Ритейл
Территория сетей: атака на кошельки удалась
20.09.2012
текст: НАТАЛИЯ КУДРЯШОВА, фото: максим ЧЁрный
За последнее десятилетие петербургская торговля преобразилась, обеспечив самую высокую в России концентрацию торговых сетей и гипермаркетов. Эксперты предупреждают: покупательская способность петербуржцев не безгранична, и если сети будут и дальше разрастаться, их прибыль не увеличится, а напротив, начнет снижаться
По подсчетам экспертов, примерно 80 % розничного товарооборота в Петербурге приходится на сетевые магазины. Это разнородное по характеру продаваемых товаров сообщество объединяет около 800 гипермаркетов, супермаркетов и сетевых дискаунтеров. Многие эксперты уверены, что для города с населением почти в пять миллионов человек такое количество магазинов — явный перебор. Высокая насыщенность гипермаркетами Петербурга при относительно скромном по европейским меркам уровне оборота розничной торговли стала возможна благодаря достаточно высокому уровню доходов населения региона (он заметно ниже, чем в Москве, но существенно выше среднероссийского уровня).



Просчитывать ходы

В Петербурге торговые сети, активно развивающие формат «гипермаркет», занимают лидирующие позиции на рынке. По мнению специалистов ИА «INFOLine», рынок гипермаркетов в Петербурге находится на стадии зрелости, и открытие новых объектов в основном связано с завершением реализации крупных девелоперских проектов.

«Можно выделить три основные тенденции развития рынка гипермаркетов Санкт-Петербурга, — говорит Иван Федяков, генеральный директор «INFOLine». — Первая тенденция — это уход в близлежащие регионы, города-спутники, Ленобласть. Вторая тенденция — открытие гипермаркетов на территории торговых центров. Движение это встречное, так как торговые центры, в свою очередь, уже сегодня испытывают сложности с арендаторами, и они тоже больше заинтересованы в привлечении крупных якорных объектов FMCG (сегмент потребительского рынка) в качестве арендаторов. Третья тенденция, связанная с более длительным сроком окупаемости открытия гипермаркета, — это завершение экстенсивного развития. Не будет существенно увеличиваться количество гипермаркетов — скорее, должно повышаться качество их работы, происходить расширение ассортимента услуг и товаров, которые они могут предоставить.

Петербургские ритейлеры, по мнению экспертов торгового рынка, зачастую стремятся расположить слишком близко друг к другу несколько сетевых объектов одного бренда. Например, Приморский район, на территории которого сосредоточено наибольшее количество торговых площадей (17 %), буквально усеян гипермаркетами «О`Кей». Из 10 гипермаркетов на территории района 5 принадлежат этой сети. Аналитики полагают, что рано или поздно «О`Кей» станет жертвой рынка, то есть возникнет ситуация, при которой объем сбыта продукции в одном магазине будет увеличиваться только за счет его снижения в другой товарной точке.

По сравнению с гипермаркетами, супермаркеты пока занимают значительно меньшую долю на рынке, но всеми силами пытаются ее увеличить. В отличие от крупноформатных магазинов, которые совсем не представлены в Центральном, Петроградском и Адмиралтейском районах, эти торговые объекты в огромном количестве расположены по всей территории города.

Как считают опрошенные нами аналитики, динамика роста оборотов крупнейших розничных компаний в Петербурге в 2011 году будет замедляться. Новые магазины будут появляться, однако если их владельцы продолжат открывать торговые точки без учета территорий-лакун, жители которых не обеспечены продовольственными магазинами сетевого типа, они будут неэффективными. Эксперты прогнозируют значительное увеличение количества сделок по продаже отдельных объектов проблемных сетей ввиду ограниченных финансовых возможностей большинства игроков.



Большая сотня

Согласно исследованию агентства INFOLine «Рынок гипермаркетов в 24 городах и регионах России», на 2011 год российскими розничными сетями запланировано открытие более 100 гипермаркетов. Только торговая сеть «Магнит» рассчитывает открыть в текущем году 55 гипермаркетов. Не менее масштабными представляются планы по открытию X5 Retail Group (15–20 гипермаркетов). Активно развиваться в 2011 году намерены торговые сети «О’Кей» (11 гипермаркетов), «ЛЕНТА» (8 гипермаркетов) и «АШАН» (4 гипермаркета).

Петербургский рынок продовольственных сетей считается одним из самых насыщенных в России. Если сопоставить число продуктовых магазинов с количеством жителей, то по уровню их концентрации Петербург уже опередил Москву. Эксперты Центра пространственных исследований подсчитали, что на данный момент в Петербурге действуют 11 сетей гипермаркетов, которые включают в себя 53 торговых центра. 21 сеть работает в формате «супермаркет», под брендами которых действуют более 500 магазинов. Кроме того, в городе открыто более 220 дискаунтеров, принадлежащих 14 сетевым маркам.

Не исключено, что не все планы по открытию гипермаркетов будут выполнены. В 2010 году ряд сетей, наоборот, перевыполнил заявленные планы: X5 Retail Group открыла 13 гипермаркетов вместо 10 ожидавшихся (в том числе нового формата «Пятерочка-Макси»). Metro C&C открыла 5 гипермаркетов вместо 4 планировавшихся. Торговые сети «Лента» и «О’Кей» уложились в заявленные планы.

Формат гипермаркета на сегодня высокоэффективен с точки зрения развития в регионах. «Цены в гипермаркетах, безусловно, отличаются от цен других форматов, но связано это не с какими-то уникальными отличиями ценовой политики гипермаркетов, а с их меньшими издержками, — отмечает Иван Федяков, генеральный директор «INFOLine». — Цены ниже за счёт меньшего удельного количества персонала на торговой площади, меньше за счёт издержек на коммунальные услуги, меньше за счёт рекламной деятельности, экономии на аренде, если мы говорим об отдельно стоящих гипермаркетах. Все эти факторы в совокупности и позволяют торговать в гипермаркете дешевле, чем в магазинах шаговой доступности».

По данным INFOLine, достаточно большим потенциалом для развития формата «гипермаркет» обладают Ставрополь, Уфа, Москва, Челябинск, Пермь, характеризующиеся высоким оборотом розничной торговли на душу населения и невысоким уровнем насыщенности гипермаркетами. Петербург эксперты включают в группу городов с невысоким уровнем оборота розничной торговли и при этом очень большим насыщением гипермаркетами. Сюда же относят Новосибирск, Ижевск, Воронеж, Липецк, Нижний Новгород, Омск, Волгоград и Ростов-на-Дону.



Финны смотрят на Петербург через Prisma

Финский ритейлер Prisma (входит в корпорацию SOK Retail International) планирует открыть в 2011 году в Петербурге один гипермаркет и два супермаркета. В 2012 году компания собирается запустить, по данным газеты «КоммерсантЪ», по меньшей мере, два магазина в Петербурге. При этом в SOK заявляют, что не намерены выходить в другие регионы России. Аналитики считают, что в случае с SOK это нормальная стратегия, поскольку компания работает на понятном для них рынке, расположенном непосредственно рядом с Финляндией.

Как рассказал президент корпорации SOK Retail International (развивает сеть магазинов Prisma, входит в финскую компанию S-Group, которая управляет в Петербурге тремя гостиницами Sokos) Веса Пуннонен, в июне 2011 года компания открывает гипермаркет площадью 8 тыс. кв. м в торговом центре «Осиновая роща», а осенью — супермаркет площадью чуть больше 2 тысяч кв. м в здании новой станции метро «Обводный канал». «И, скорее всего, откроем еще один супермаркет в этом году», — сказал господин Пуннонен.

По оценкам аналитиков, инвестиции в открытие одного гипермаркета площадью 8 тыс. кв. м могут составить $5–6 млн, а супермаркета размером в 2 тыс. кв. м — $2 млн.

«Мы будем инвестировать значительные средства в Россию в будущем и ведем переговоры в данный момент как о покупке, так и об аренде нескольких объектов», — отметил Веса Пуннонен, добавив, что выход в другие регионы России компания не планирует.

Продажи компании в России за 2010 год составили чуть больше 3,5 млрд рублей. Если сравнивать продажи на начало 2010-го и 2011 годов, то в нынешнем году они увеличились на 70 %. Сейчас у компании работают пять супермаркетов в Петербурге и один гипермаркет во Всеволожском районе Ленинградской области.

В 2011 году еще одна финская торговая корпорация объявила о планах по развитию своей продуктовой сети в России. Речь идет о компании Kesko, представленной на российском рынке сетью магазинов DIY «К-Раута», которая заявила о том, что в 2012–2013 годах откроет в районах Петербурга и Москвы по два гипермаркета Kesko Food.



МНЕНИЕ

Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика»:


— По состоянию на февраль 2011 года в городе действовало 57 гипермаркетов, общей торговой площадью 405,7 тыс. кв. м. В Петербурге подавляющее количество гипермаркетов (44) принадлежит федеральным сетям (на их долю приходится 78,4 % в структуре торговых площадей региона). Местные сети представлены в городе двумя гипермаркетами «Сезон» и универсамом «Народный». В Петербурге работают практически все крупнейшие федеральные и международные сети — Metro C&C, «реал, — Гипермаркет», «Карусель», «О`Кей», «ЛЕНТА», «АШАН», «АШАН -Сити». Однако международные ритейлеры занимают слабые позиции на рынке, особенно сеть Metro C&C. Открытие гипермаркетов «АШАН» в Петербурге также не стало событием, так как в связи с высоким уровнем насыщенности гипермаркетами в Петербурге значительная часть жителей проживает на расстоянии не более 1 километра, что позволяет не приезжать в гипермаркет на автомобиле, а приходить пешком. Модель посещения расположенного на выезде из города гипермаркета раз в неделю для совершения больших покупок менее характерна для жителей Петербурга, чем для москвичей.

По мнению специалистов ИА «INFOLine», в 2008–2010 гг. наиболее привлекательным для покупателей в Петербурге являлся гипермаркет «О`Кей», характеризующийся более широким по сравнению с основными конкурентами («ЛЕНТА», «Карусель») ассортиментом, высоким качеством кулинарии, а также привлекательной ценовой политикой (сочетание широкого ассортимента с большим количеством специальных ценовых предложений).
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru