Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Промышленность: ставим на инновации - ЭиВ N 0 (0)
Деловая карта России
Промышленность
Промышленность: ставим на инновации
20.09.2012
текст: ВЛАДИМИР СЕРГАЧЕВ, фото: ИТАР-ТАСС
«Мы можем производить такую продукцию, которая не только соответствует международному уровню, но и значительно превосходит его, — считает президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга (СПП СПб) Анатолий Турчак. — Причем как в традиционных для города отраслях, так и в тех, которые лишь начинаем развивать»
Главным итогом 2010 года в промышленном секторе экономики Петербурга стало возвращение к докризисным объемам продаж в большинстве отраслей и сохранение конкурентоспособности ведущих предприятий. Так, индекс промышленного производства (ИПП) в целом по промышленности города составил 108,9 % (в 2009-м — 79,9 %), а по обрабатывающим предприятиям (на них приходится 92 % отгруженной продукции) — 110,1 %. Причем в денежном выражении они отгрузили продукции на сумму в 1 343,3 млрд рублей (на 24,1 % больше, чем в 2009-м), а в ее структуре растет доля изделий машиностроения (составила более 23 %).



Локомотив для бюджета

Промышленность Петербурга по-прежнему является одним из основных источников наполнения бюджетного «кармана» города: в составе валового регионального продукта (ВРП) она занимает 35 %, уступая только торговле (44 %).

Все остальные отрасли экономики тягаться с ними не могут, так как даже доля ближайших конкурентов (транспорт и связь, а также сфера строительства) не превышает 9 %.

Что касается распределения ролей по отраслям, то в 2010 году наиболее значительно вырос выпуск транспортных средств и оборудования: индекс промышленного производства (ИПП) в этой сфере экономики составил 242,9 % (к уровню 2009 года).

При этом производство легковых автомобилей возросло в 3,3 раза. Хороший темп возвращения прежних объемов продемонстрировала металлургия и производство готовых металлических изделий (126,3 %): в этом секторе стальных труб, к примеру, изготовили в 1,5 раза больше, а проката — на 31 %. На 24 % выросли объемы выпуска продукции химических производств (в том числе выпуск медикаментов — в 1,6 раза), в 1,7 раза — производство кирпича.

Не отстают и отдельные сектора, занятые производством наукоемкой продукции. В частности, объемы выпуска электро- и радиоэлементов, электровакуумных приборов возросли в 3,8 раза, офисного оборудования и вычислительной техники — в 1,6 раза. В производстве машин и оборудования в лидеры также вышли предприятия, занятые выпуском машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства (в 2,4 раза), а также подъемно-транспортного оборудования (на 29 %).

А вот прежние лидеры позиции несколько сдали. В частности, «пищевка» по итогам 2010 года показала ИПП только в 98,6 %, что объясняют резким падением объемов выпуска пива (на 29 %). Еще больше «провалилось» целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельности: ИПП в этом секторе за 2010 год составил всего 89,1 %.

Вместе с тем Анатолий Турчак уверен, что петербургская промышленность будет развиваться даже быстрее, чем в целом по России. «В городе, впервые в стране, разработана концепция развития промышленности на период до 2020 года — и она уже реализуется, — констатирует он. — Определены реперные точки, благодаря вниманию которым производство пойдет в рост. И в первую очередь станем развивать направления, в которых мы конкурентоспособны на мировом рынке».



Новые приоритеты

Традиционно сильные позиции таких отраслей промышленности Петербурга, как судостроение, производство энергетического, радиооборудования и некоторых других, никто оспаривать не собирается. Однако теперь наибольшее внимание сосредоточено на секторах, которые как раз и можно считать наиболее перспективными.

Один из них, автомобильный, уже придал Петербургу очередной столичный статус. «Мы создали эту отрасль с нуля всего за несколько лет, — заявила губернатор Валентина Матвиенко. — Однако объем инвестиций в автопром уже превысил $1 млрд, а город по праву стал ведущим в стране центром производства современных автомобилей».

Не согласиться с ней нельзя, так как в настоящее время в северной столице уже работают 5 крупных автозаводов, и в ближайшее время к ним присоединятся еще несколько.

В их числе будет и производство принципиально нового российского автомобиля: президент холдинга «Яровит» Андрей Бирюков публично заявил, что первый «E-мобиль» выйдет с конвейера в Петербурге во второй половине 2012 года. И его слова не расходятся с делом, так как 8 июня дан официальный старт возведению в Петербурге автомобильного завода, задачей которого и станет изготовление "Е-мобилей".

Немецкий производитель грузовиков и автобусов MAN и правительство Петербурга также подписали меморандум о создании производства, в которое компания готова инвестировать 25 млн евро.

Как подчеркнул во время подписания документа председатель совета директоров «МАН Трак энд Бас АГ» Георг Пахта-Рейхофен, концерн рассчитывает запустить производство уже в первом квартале 2012 года, а мощность завода на первом этапе составит 6 тыс. грузовиков в год. Правда, строить предприятие «с нуля» немцы не собираются, так как сборка машин будет осуществляться там, где когда-то начинал свое присутствие в Петербурге концерн GM - на заводе «Арсенал». Поэтому до полноценного производства грузовиков MAN путь будет явно не близкий: на первоначальном этапе в России станут производить лишь сборку шасси и покраску. По мнению топ-менеджера концерна, степень локализации в производстве запчастей будет зависеть от качества работы поставщиков автокомпонентов.

Город на Неве стал пионером и в деле локализации производства автомобилей. Причем речь идет уже не об изготовлении отдельных деталей: в середине января начал работу завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» — первое полнопрофильное брендовое автопроизводство в стране. Оно оснащено самым современным высокотехнологичным оборудованием, обеспечивающим высокий уровень автоматизации производственных процессов: в цехах штамповки, сварки и окраски он превышает 83 %. Именно такие предприятия, предлагающие жителем города перспективные рабочие места, как раз ему и нужны.

Однако не только (и не столько) автопром в Петербурге считают способным вывести промышленность на другой уровень. В 2010-м году производство лекарственных средств в городе на Неве, к примеру, увеличилось почти на 24 %, и власти намерены превратить именно этот кластер в один из ведущих не только в городе, но и в стране.

За прошлый год, по данным КЭРППиТ, инициированы 9 инвестиционных проектов по строительству новых фармацевтических производств с общим объемом инвестиций более 25 млрд рублей. При этом практически каждый проект предусматривает не только строительство заводов, но и создание исследовательских подразделений по разработке новых лекарственных средств. После ввода в строй новых и расширения действующих предприятий выпуск лекарственных препаратов может возрасти до 10 раз.

Как считает заместитель председателя КЭРППиТ правительства Петербурга Захар Голант, «развитие инновационной промышленности невозможно без поддержки науки и исследований». «Мы намерены всемерно развивать такой инновационный сектор экономики, как фармацевтическая промышленность, — констатирует он. — Принципиальная позиция властей состоит в том, что должен быть обеспечен весь цикл разработки и производства лекарств».

Для того чтобы привлечь в отрасль инвесторов, на региональном уровне реализованы несколько мер. В частности, существенно понижена ставка налога на прибыль (с 18% до 13,5 %), компании полностью освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении вновь введенных в эксплуатацию основных средств, а уровень арендной платы для фармацевтических предприятий за пользование участком земли или зданием на время строительства или реконструкции снижен. При этом срок использования налоговых льгот для организации-инвестора увеличен с 3 до 5 лет. Правда, есть и условие: объем вложений для получения налоговых льгот должен быть не ниже 800 млн рублей.

В качестве приоритетного места размещения город предлагает создание научно-исследовательских центров и производств на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа, отделения «Нойдорф», «Ново-Орловское» и промзоны «Пушкинская», только инвестиции в инженерную подготовку которой составят более 540 млн рублей.



Инновации — вперед

Промышленное производство Петербурга постепенно переходит на выпуск высокотехнологичной продукции: в настоящее время в общем объеме она уже занимает около 20 %.

Однако власти города уверены, что в этом направлении необходимо двигаться быстрее: объемы выпуска таких изделий в ближайшие годы необходимо увеличить в несколько раз. В этой связи в городе реализуют сразу несколько программ, направленных на стимулирование предприятий, способных производить инновационную продукцию. И в том, что потенциал для движения вперед в самых разных отраслях в городе на Неве есть, сомневаться не приходится: уже сейчас в базе данных КЭРППиТ зарегистрированы свыше 500 предприятий, готовых предложить новинки.

При этом власти намерены по максимуму задействовать в этом процессе и малый бизнес. По данным КЭРППиТ, общая сумма затрат на его поддержку из бюджета Петербурга в 2011 году составит около 767,5 млн рублей, из которых на реализацию специальных программ придется более 681 млн. Кроме того, предполагается привлечь на эти цели еще 500 млн рублей из федерального бюджета.

«Сейчас 45% малых предприятий находятся в сфере торговли, но теперь приоритет получат те, которые имеют промышленно-инвестиционную направленность или создаются в сфере услуг, - констатирует заместитель председателя КЭРППиТ Кирилл Соловейчик. - Именно компании, внедряющие инновации (в первую очередь, в промышленности) или старающиеся сделать жизнь в городе более комфортной, могут рассчитывать на поддержку в форме грантов».

А это означает, что не только автопром и фармацевтический кластер будут развиваться с опережением: вполне вероятно, что к этим промышленным локомотивам вскоре прибавятся и другие.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru