В регионе железных дорог нет, автомобильных дорог практически нет. Фактически полная изоляция! Мы одновременно очень богаты и очень бедны. Округ находится в изоляции, практически вся его территория находится за Полярным кругом с очень тяжелым климатом… Мы единственный субъект, не имеющий постоянной транспортной наземной связи с соседними регионами и центральными районами России, заявил в одном из своих выступлений губернатор НАО Игорь Федоров.
Остров на суше
НАО входит в число тех регионов, в которых наибольшее количество автомобилей на тысячу человек. При этом ситуация такова, что в округе сообщение осуществляется в основном по воздуху — в регионе практически нет ни железных, ни автомобильных дорог, а водный транспорт функционирует только в небольшой период навигации.
На сегодняшний день автомобильное сообщение НАО с соседними регионами осуществляется посредством так называемых зимников — дорог, эксплуатация которых возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Учитывая намерения сделать Ненецкий автономный округ опорной базой для освоения арктических территорий России, создание постоянной автомобильной трассы, связывающей НАО с соседними регионами, становится задачей федерального значения.
В соответствии с планами руководства НАО наиболее приоритетная задача на данный момент — завершение строительства участка автомобильной дороги Нарьян-Мар — Усинск (Республика Коми), для чего необходимо построить 83 км трассы.
В стратегической перспективе планируется проложить на территории Ненецкого автономного округа три автомобильных коридора. Помимо упоминавшейся трассы Нарьян-Мар — Усинск, в будущем должна быть проложена дорога Нарьян-Мар — Тельвиска, что в пяти километрах от столицы НАО, и далее вверх по Печоре (в том числе до деревни Тошвиска, в 65 км от Нарьян-Мара, на границе с Республикой Коми). И это не только планы руководства региона — разработка концепции строительства данной магистрали уже началась.
Кроме того, запланировано строительство третьего автотранспортного коридора Нарьян-Мар — Мезень (Архангельская область). Как часть данной трассы будет проложен отрезок, который соединит город Мезень с селом Несь, расположенным на западной границе Ненецкого автономного округа.
Москва поддерживает
Сложность решения транспортной проблемы в округе в том, что его площадь — более 176 тысяч кв. км. Почти вся территория округа находится за Полярным кругом. Регион занимает третье место по площади среди субъектов России, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь НАО в 12 раз превышает территорию, например, Калининградской области. В то же время плотность населения в Ненецком автономном округе в 310 раз ниже, чем в Калининградской области. Соответственно, прокладывать автотрассы приходится по обширным пустынным территориям Заполярья.
Намерение руководства НАО создать постоянную автотранспортную магистраль, связывающую округ с другими регионами, поддерживают и федеральные власти. Сейчас решаются вопросы финансирования (в том числе со стороны федерального бюджета) имеющихся проектов. Также ведется необходимая работа с правительством Архангельской области, в состав которой входит НАО, о передаче полномочий по строительству дороги Нарьян-Мар — Усинск. Без решения этого вопроса руководство округа не сможет вкладывать средства окружного бюджета в этот проект.
По словам губернатора региона Игоря Федорова, решение задачи соединения региона с «большой землей» — вопрос не завтрашнего дня. Уже сейчас начата подготовительная работа, чтобы данное решение вошло в подпрограмму социально-экономического развития Арктической зоны РФ в рамках государственной программы региональной политики и федеративных отношений.