Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Автопром ударил по тормозам - ЭиВ N 14 (744)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Автопром
Автопром ударил по тормозам
No. 14 (744) 20.04.2009
Андрей Лазарев
Весна принесла с собой противоречивые тенденции: с одной стороны, производители объявляют повышение цен на модели 2009 года, а с другой — в салонах остаются нераспроданными прошлогодние машины, на которые автодилеры могут предложить покупателям солидные льготы
Большинство пакетных программ предусматривает не только особые условия при покупке автомобиля, но и его дальнейшее сервисное обслуживание или оказание технической помощи на дорогах. Ряд компаний в Петербурге предлагает юрлицам беспроцентный лизинг на некоторые марки автомобилей. Есть предложения кредита с 0% переплаты. По другим объявлены кредиты со сравнительно низкой ставкой — до 16%. Появились случаи массовых распродаж машин в связи с закрытием автосалонов.

В целом падение спроса на автомобили продолжается. Простого потребителя склонить к покупке автомобиля нового или подержанного становится все сложнее.

По мнению экспертов, это означает, что машины, собранные в 2009 году из запчастей и комплектов, изготовленных в 2008 году, то есть, по сути, прошлогоднего модельного ряда, останутся нераспроданными до осени.

Среди причин падения спроса на иномарки лидируют разница в курсах валют и таможенные пошлины, с января выросшие на 20–80%. В результате за первые два месяца 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом 2008‑го, ввоз автомобилей в РФ, по данным таможни, сократился более чем в 3,5 раза.

Менее всего снизился ввоз иномарок через Северо-Западное таможенное управление. А более всего — через дальневосточные таможни, где объемы ввоза машин упали в 4,4 раза.

Из всех региональных рынков в 2009 году менее всего пострадали Москва, Московская область, где, по сведениям ГИБДД, в I квартале 2009 года количество регистраций автомобилей сократилось всего на 28%, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Следом за столицей в этом плане идет Петербург.

Основное падение продаж — в регионах, несмотря на то что в 2007–2008 гг. именно там наблюдался основной прирост реализации новых машин. И по сравнению с Москвой и Петербургом их доля неуклонно увеличивалась. На Северо-Западе динамика продаж автомобилей в субъектах Российской Федерации в целом корреспондируется с темпами снижения розничного оборота.



Крутые виражи рецессии

Рецессию мировому автопрому предрекали еще до того, как глобальный финансовый кризис стал перерастать в экономический. Первыми о нем заговорили металлотрейдеры: это было видно по динамике закупок стали предприятиями, выпускающими автокомпоненты. Именно они уже в начале года предрекали возможный спад объемов в автомобилестроении в 2009 году на 30–40%.

Первые признаки рецессии появились осенью 2008‑го, когда впервые за последние годы продажи иномарок в России упали на 15%. Однако мало кто мог предположить, что кризис заставит останавливать сборочные конвейеры, увольнять персонал и породит угрозу финансовой несостоятельности производителей ряда ведущих мировых брендов.

В частности, глубокая реструктуризация ожидает General Motors (GM): компания будет вынуждена разделиться на два подразделения — с «хорошими» и «плохими» активами. В первую группу, вероятно, войдут марки Chevrolet, Cadillac, и Buick/GMC/Pontiac (последние три будут объединены под одной маркой). Во вторую — Saturn, Hummer и Saab.

Переломным моментом станет лето 2009 года, когда придется принимать решение: предполагается, что уже в июне у компании накопится столько неплатежей, что ее положение станет критическим. Новой порции господдержки в $ 16,9 млрд GM так и не получил. Более того, автоконцерн могут попросить вернуть ранее выданные $ 13,4 млрд.



Региональная специфика

Несмотря на сложную ситуацию, планы российского завода GM, если верить заявлениям службы по связям с общественностью «Дженерал Моторс СНГ», остались прежними. Однако конвейер в Петербурге работает нестабильно. Появились даже данные о его приостановке — якобы из‑за сбоя в поставках комплектующих. Правда, руководство «Дженерал Моторс СНГ» опровергло эту информацию, объяснив весенние остановки конвейера и снижение выпуска машин подготовкой к выпуску новой модели — Chevrolet Cruze, которая уже летом обещана отечественным автодилерам.

С перебоями из‑за падения спроса работал в Ленобласти завод Ford. Тем не менее, в 2009 году он четырежды объявлял о повышении цен на автомобили в России — с января, февраля, апреля и мая. На 9% повышается стоимость моделей Focus и Mondeo, собранных во Всеволожске.

Еще больше могут подорожать марки, ввозимые из‑за границы. На некоторые из них рост цен составит 18–25%. Тем не менее, Ford в I квартале 2009 года смог увеличить свою долю рынка в РФ до 7,7% против 1,3% за аналогичный период 2008‑го. В марте Ford Focus остался по‑прежнему самой продаваемой иномаркой на российском рынке.

Правда, на некоторые модели иномарок в 2009 году был зафиксирован рост продаж. В Москве и Петербурге на 18% увеличились продажи модельного ряда Peugeot. Прибавил в оборотах Volkswagen — также прежде всего за счет рынков двух столиц. У других производителей отмечено увеличение реализации только по отдельным маркам.

Среди них наилучшую динамику продемонстрировала Toyota Corolla, хотя в целом Toyota не удержалась от спада в реализации. Еще один пример — Chevrolet Lacetti, продажи которых улучшились преимущественно за счет российских регионов (+4%). Увеличение реализации в 2009 году было связано, как правило, с предоставлением автодилерами выгодных кредитов или других льгот.



Оптимизация до упора

По данным Aссоциации европейского бизнеса (АЕБ), снижение продаж новых автомобилей в последние месяцы шло по нарастающей: в январе и феврале оно составило, соответственно, 33 и 38%. В марте продажи новых легковых машин всех марок в РФ рухнули на 47%.

В целом в I квартале 2009 года производители реализовали на 40% автомобилей меньше, чем за аналогичный период 2008‑го. Это заставило АЕБ снизить свой прогноз на 2009 год: может быть продано не 1,9 млн легковушек, как объявлялось ранее, а только 1,7 млн машин против 2,84 млн в 2008 году. Продажи основных российских производителей, «АвтоВАЗа» и «ГАЗа», в I квартале упали, по подсчетам АЕБ, еще больше, чем поставщиков иномарок, соответственно, на 39% и 63%.

По другим данным, производство легковых автомобилей в январе-феврале 2009 года снизилось на 67,8%, по сравнению с аналогичным периодом 2008‑го. Падение охватило почти все предприятия. Менее пострадал выпуск автомобилей иностранных брендов (-48,5%). Заводы, работающие в режиме «промышленной сборки», «упали» на 81,4%. Производство отечественных моделей снизилось на 80,3%.



Опора на государство

Отечественный автопром в 2009 году, по сути, вошел в ступор, выход из которого невозможен без глубокой оптимизации производства. И она началась. Например, в «ИжАвто» в первую очередь заявили о прекращении производства автомобилей KIA из корейских автокомплектов, которые после девальвации рубля настолько подорожали, что делает сборку машин из них в РФ на прежних условиях нерентабельным. А дальше — придется принимать меры по консервации завода, если только активы не купит госкорпорация «Ростехнологии» или государство не выделит помощь. Уже в мае персоналу светит отпуск.

В группе «ГАЗ» в 2009 году вынуждены были урезать производство автобусов. В июле появилась угроза закрытия части производств, которые оказались нерентабельными. Производство с Голицынского завода может быть перенесено на Павловский автобусный завод (также входит в группу «ГАЗ»). Под вопросом производство на Курганском заводе. Сейчас сносно себя чувствует только основная площадка, где выпускают седаны Volga Siber и небольшие грузовики. В 2009 году «Группа ГАЗ» рассчитывает реализовать до 100 тыс. «Газелей» и среднетоннажных грузовиков.

По «АВТОВАЗу» приняты специальные правительственные решения. От ВТБ и Сбербанка компания получит 8 млрд руб. для «закрытия» срочных расходов. Кроме того, в «Ростехнологии» рассчитывают в ближайшее время получить еще 25 млрд руб. для того, чтобы «АВТОВАЗ» мог продолжить работу. Предприятие также получило кредит от банка «Сосьете Женераль Восток» на 7 лет со ставкой не менее 7% для покупки лицензии на производство автомобилей Renault, который оценивают примерно в 220 млн евро. Эта платформа может стать основой для будущих совместных моделей с «Ладами».

Кроме «АВТОВАЗа» планируется выделить еще 4,6 млрд руб. «Кам­АЗу», 5 млрд руб. — компании Sollers и более 4 млрд руб. может получить группа «ГАЗ». По словам главы Счетной палаты Сергея Степашина, пока не совсем понятно, по какому принципу выделяют помощь автопрому. Формально «АВТОВАЗ», «КамАЗ» и Sollers берут средства под инвестпрограммы, а «ГАЗу» готовы дать деньги для реструктуризации задолженности перед кредиторами.

Правда, сам «ГАЗ» попросил поддержать его не с помощью финансовых вливаний, а через госзаказы. Общая сумма госгарантий по кредитам предприятиям составит 300 млрд руб.

Для стимулирования спроса на машины отечественной сборки в Мин­экономразвития РФ ввели программу субсидирования автокредитов, в которую попали автомобили, выпущенные преимущественно в РФ. Программу льготного кредитования планируют тестировать до конца мая. Поэтому в списке моделей могут произойти изменения.

Первыми приступили к приему заявок на льготные автокредиты «Россельхозбанк», Сбербанк и ВТБ-24. Официальная ставка автокредитов «Россельхозбанка» — на уровне 18%, с учетом субсидий заемщик должен будет фактически выплачивать 9,33%. У других игроков — сопоставимые условия. В список попали «Лады» (вся линейка моделей), UAZ Hunter, Chevrolet Niva, Fiat Albea, Ford Focus, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia.



Мнения специалистов

Алексей Рахманов, директор департа­­мента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ:

— В программу субсидирования автокредитов попали те банки, которые имеют самое широкое географическое покрытие. Это сделано для того, чтобы жители страны могли получить кредит вне зависимости от того, где они проживают. При этом в автосалонах будут адреса ближайших отделений банков, в которые гражданин сможет прийти и оформить кредит. Кредит будет оформлять банк, а автосалон будет продавать автомобиль. Первоначальный взнос, который должен осуществить покупатель, составляет 30%. Соответственно, кредит выдается на 70% от стоимости автомобиля. При этом кредитная ставка будет зависеть от условий каждого конкретного банка и пакета документов, которые предоставит клиент. В любом случае она будет ниже среднерыночной.



Александр Головизнин, зам. гендиректора ОАО «Компания Усть-Луга»:

— Объем импорта автомобилей через многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» в порту Усть-Луга в начале 2009 года испытал падение, но в марте стал увеличиваться. И в апреле тоже ожидаем рост. Весеннее оживление обусловлено тем, что декабрьские запасы автомобилей производителей, с которыми мы работаем, исчерпаны. МПК «Юг-2» начал работать как раз в то время, когда мировой автопром постиг жестокий кризис. Производители медленно отреагировали на падение спроса, и, как следствие, много машин зависло между производителем и покупателем. Кроме того, российское правительство с 12 января увеличило импортные пошлины на автомобили. В результате — порты Прибалтики и Европы оказались забиты машинами. Однако, несмотря на сумбур и турбулентность, нам удалось схватить кусочек декабрьского бума, но таких проблем, как у зарубежных коллег, у компании нет. Кроме того, на терминале нет «зависших» машин.



Сергей Фивейский, первый зам. председателя КЭРППиТ Петербурга:

— В 2008 году лидерами инвестиций в экономику Петербурга стали ООО «Дженерал Моторс Авто», ООО «Тойота Мотор Мэнуфэкчеринг Россия», ООО «Ниссан Мэнуфэкчеринг Рус». Напомним, что 7 ноября 2008 года начал работу завод General Motors в промзоне «Шушары», продолжилось строительство предприятия Nissan в Выборгском районе, началось строительство завода Hyundai в «Каменках», а также продолжилась реализация других проектов с участием иностранного капитала. Вложения в автокластер остаются одним из наиболее привлекательных направлений для инвесторов. Хотя все заявленные производства в рамках этого кластера в Петербурге переживут кризис. Из-за снижения спроса на автомобили и удорожания автокомпонентов объемы производства автомобилей в 2009 году могут снизиться на 20–30% от ранее заявленных. В правительстве Петербурга рассматривают меры поддержки автопроизводителей.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru