Рынок кондитерских изделий в 2011 году вырос благодаря сахаристой продукции, в то время как объем мучных изделий даже несколько сократился, говорится в исследовании Intesco Research Group. В 2011 году эта группа кондитерских изделий продемонстрировала спад на 1,1%. В прошлом году на сахаристые кондитерские изделия приходилось около 58% объема российского рынка. Самую большую долю в этом сегменте кондитерских изделий занимали печенье и шоколад, шоколадные изделия, на них приходилось соответственно 19,6% и 16,8% рынка. Десятая часть рынка представлена карамелью и другими кондитерскими изделиями, не содержащими какао.
Что любят — не любят
Производство карамели, по сообщению crv-bakery.ru, по итогам первых двух месяцев 2012 года составило 27,4 тыс. тонн, за год показатель вырос на 6%. Положительная динамика наблюдается по большей части подгрупп. Карамели леденцовой произвели на 10% больше. Производственная планка в отношении карамели с ликерными и медовыми начинками ниже на 25%, помадными и помадно-фруктовыми начинками — на 11%, марципановыми, ореховыми и шоколадными начинками — на 21%. Отрицательная динамика зафиксирована в отношении карамели с шоколадной глазурью — на 1%.
Производство жевательной резинки (покрытой или не покрытой сахаром), по итогам января-февраля 2012 г., упало относительно прошлогоднего показателя на 16% — до 4,8 тыс. тонн. При этом на 4% вырос объем производства шоколада и сахаристых кондитерских изделий — до 204,6 тыс. тонн.
Премиум в почете
В 2011 году объем рынка сахаристых кондитерских изделий в натуральном выражении вырос на 4%, а в 2012-м прогнозируется его дальнейший рост, сообщает Intesco Research Group со ссылкой на «РБК. Исследования рынков». По данным компании, на рынке доминирует отечественный производитель. Доля импорта составляет немногим более 20%. В основном это карамельная и шоколадная продукция.
Важной тенденцией на рынке является рост доли продукции премиум-класса. Дешевые марки постепенно уступают свои позиции. Многие отечественные предприятия предлагают на рынок более качественные и дорогие торговые марки.
Лидерами по продажам кондитерских изделий по итогам 2011 года стали Москва, Московская область, Петербург, Самарская и Свердловская области. Доля Москвы в структуре реализации кондитерских изделий превышает 18%, Московской области — более 6%. Доли Петербурга и Самарской области составляли 4,3% и 3,9%.
Вафли и ВТО
Сегмент вафель превышает 13% объема российского рынка мучных кондитерских изделий. Объем российского рынка вафель в натуральном выражении в 2011 году, по сравнению с 2010-м, вырос всего на 0,9%. Почти весь объем российского рынка вафель занимает продукция отечественных производителей (более 94%).
Вафли в Россию поставляют производители из Украины, Польши, Германии, Австрии, Сербии, Турции, Франции, Болгарии, Бельгии, Италии и других стран.
Основными экспортерами вафель в Россию являются: Украина — 68% совокупного объема, Польша — 13,8%, Германия — 8%, Австрия — 2,4%. На все остальные страны приходится 7,8% всех импортируемых вафель.
По информации Intesco Research Group, наметившаяся ранее тенденция падения доли импорта в 2011 году сменилась ростом, и зарубежные поставки вафельной продукции увеличились: доля зарубежной продукции на рынке возросла на 0,6%. По оценкам компании, данная тенденция роста доли импорта в соотношении импортной и отечественной продукции в условиях реального членства России в ВТО сохранится до начала 2013 года, несмотря на прогнозируемое увеличение объема отечественного производства вафельной продукции.
Дорогие наши сладости
На рынке кондитерских изделий продолжается рост цен. Исследование Intesco Research Group «Рынок кондитерских изделий — 2012» показало, что структурно изменяющийся спрос на кондитерские изделия в 2011 году стимулировал очередной рост цен. По сравнению с предыдущим годом рост средней розничной цены составил: на печенье, кексы и рулеты, торты и карамель — по 10%; на пряники — 13%, конфеты, глазированные шоколадом — 9%, шоколад — на 14%, натуральные шоколадные конфеты с добавками — 8%, зефир и пастилу — на 17%.
В 2011 году розничные продажи кондитерских изделий выросли в стоимостном выражении более чем на 18%. Основными регионами сбыта продукции через розничную торговлю стали Центральный и Приволжский федеральные округа. В структуре розничных продаж кондитерских изделий доля Центрального ФО почти 36%, Приволжского — более пятой части, Сибирского — 10,5%, Северо-Западного — почти 10%, Уральского — 7,8%.
В первом полугодии 2011 года печенье, бисквиты и крекеры приобретали почти три четверти россиян, пряники — около 62%, вафли — треть населения, пирожные и галеты — каждый пятый. Мармелад пользовался спросом у половины населения, около 76% россиян потребляли плиточный шоколад.
В 2011 году средняя отпускная цена производителей на мучные кондитерские изделия выросла на 16,2%. В 2012‑м розничные цены продолжали медленно увеличиваться.