По итогам 2010 года объем производства обуви в России составил около 97 миллионов пар. Темпы роста производства обуви достигли 69%.
В последние годы лидером по производству обуви в стране считается компания «Брис-Босфор» (Краснодарский край). В 2010 г. на ее долю приходилось около 17% производства обуви во всей России. В тройку самых крупных производителей обуви страны входят «МУЯ Продакшн» (Владимирская область) и обувная фирма «Юничел» (Челябинская область).
В России наибольший объем производства обуви приходится на Южный и Центральный федеральные округа. Регионом-лидером по производству обуви считается Краснодарский край. Именно там в 2010 году было изготовлено 18,7 миллионов пар или 19% от общероссийского производства обуви. Большая доля производства принадлежит Московской и Владимирской областям.
Ведущие сегменты российского производства обуви — в первую очередь, обувь из кожи, обувь из текстильных материалов, спортивная.
Из общего объема обуви, производимой в России, 38% приходится на текстильную, 26% — на кожаную, 3% — на спортивную, 2% — на защитную обувь.
В Петербурге производят мужскую, женскую и детскую обувь. Обувь для туристов, спортсменов и военнослужащих. Обувь на заказ: модельную, театральную, балетную, ортопедическую и нестандартных размеров. Есть и производства рабочей обуви. Работают различные ремонты. Выпускают комплектующие для производства обуви.
Дешевле и роднее
«Экспресс-Обзор» информирует: во время кризиса российские производители «отвоевали» на отечественных просторах 5% рынка обуви. Из-за резкого удорожания импортной продукции спрос на обувь сместился в сторону дешевых отечественных марок. Так, по данным официальной статистики, выпуск обуви в России в 2008–2009 гг. не только не снизился, но даже незначительно вырос. Однако присутствие зарубежной обуви на российском рынке по-прежнему было значительным.
Заметные изменения произошли в реализации обуви. Мелкие обувные сети ушли с рынка. Преимущество получили крупные российские розничные сети, имеющие устоявшиеся отношения с партнерами и постоянную аудиторию покупателей. Получили развитие сети-дискаунтеры, пополнившие аудиторию за счет покупателей, перешедших из среднего и высокого сегментов. У тех, кто остался на рынке, возникли трудности. Например, ГК «Монарх» прекратила оптовые продажи другим ритейлерам (их доля в обороте была 10%), «Эконика» отказалась от части мужского ассортимента, отдав предпочтение наиболее продаваемой женской обуви, ГК «Обувь России», «Монро» и «Терволина» увеличили долю продукции низкого ценового сегмента.
Если оценивать темпы экспансии сетей, то игроки вели себя по-разному. Например, компания «Центробувь» выкупила сети «Бонита» (Москва, 16 магазинов) и «Обувь-шок» (Петербург, 8 магазинов), ГК «Монро» — подмосковную сеть «Шагомер» (10 магазинов), а «Терволина» закрыла 50 магазинов.
В 2009-м спрос на обувь (с учетом теневого сектора) в России сократился почти на 28% в натуральном выражении.
В ближайшее время стоит ожидать быстрой стабилизации российского обувного рынка. Несмотря на то, что на докризисный уровень рынок выйдет не раньше 2013 года, темпы прироста в 2010–2012 гг. будут двузначными. По итогам 2011 года можно констатировать, что импортная обувь снова отвоевывает потерянные позиции.
Таможню «обуть» сложно
Недавно в РФ были приняты изменения в уголовном законодательстве в сфере таможенной деятельности — отменена статья «Контрабанда».
Как пояснил главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью Северо-Западной оперативной таможни Александр Разживин, это не означает, что нарушители правил перемещения через таможенную границу на территорию Россиской Федерации так называемых товаров народного потребления, в том числе импортной обуви, останутся безнаказанными.
Во-первых, в отношении нарушителей закона продолжает действовать административное законодательство (нарушители могут быть подвергнуты серьезному штрафу и даже лишиться своего товара — он может быть конфискован решением суда).
Во-вторых, недобросовестные участники ВЭД могут быть привлечены и к уголовной ответственности, если причинен ущерб государству в виде неуплаченных платежей. Для физических лиц сумма такого ущерба составит 1 миллион рублей, а для юридических лиц — 2 миллиона рублей.
Для наглядности можно привести следующий пример. Допустим, что какой-либо фирмой был задекларирован один товар, за который взимается более низкий таможенный платеж, а на самом деле в контейнере находился другой. Если сотрудниками таможни был вскрыт факт нарушения, то в этом случае производится перерасчет. Если ущерб государству в виде неуплаченных платежей составил более двух миллионов рублей, то будет возбуждено уголовное дело.
Всем нужны наши ноги
Агентство DISCOVERY Research Group утверждает: российский рынок обуви сильно зависит от импорта. Доля зарубежных поставок в реализации обуви на российском рынке в 2011 году составила 90%. Основными странами-экспортерами обуви в Россию являются Китай, Италия, Германия и Бельгия. В последнее время возрастает экспорт обуви из стран ближнего зарубежья. Украина ввозит в Россию летние мужские и женские туфли, рабочую юфтевую обувь. Молдова — лидер в поставках домашней обуви с кожаным верхом и подошвой из ПВХ. Среди белорусских экспортеров-производителей — несколько совместных с Германией предприятий, представляющих повседневную обувь.
По оценке «Экспресс-Обзор», в 2009 году доля «серого» импорта составила 32% в натуральном выражении. Однако в последнее время наметилась тенденция «обеления» рынка.
Основные потребители российской обуви — страны СНГ. По итогам 2009 года на долю этих стран пришлось чуть более 50% всего объема экспорта.
Надежда — на женщин
Среди основных тенденций специалисты выделяют усиление борьбы с контрафактной продукцией, увеличение спроса и конкуренции за помещения формата «стрит-ритейл», рост цен на сырье для производства обуви, развитие услуг по ремонту обуви.
Перспективными направлениями на российском рынке считается выход производителей обуви на региональные рынки, продажа обуви через Интернет и предоставление рассрочки.
Существуют четыре критерия сегментирования рынка обуви — по цене, социально-демографическим признакам ее потребителей, стилю и местам продажи. В 2011 году на низкоценовой сегмент приходилось 53%, на среднеценовой — 35%, остальные 12% — это дорогая обувь. Наибольшим спросом в России по-прежнему пользуется женская обувь: ее доля составляет от 40 до 60%.