Не секрет, что государственные структуры, выдававшие строителям лицензии, не всегда могли эффективно проследить за их работой. Необходимость системных реформ в отрасли стала очевидной для всех. Саморегулирование основано на совершенно другом принципе, нежели система выдачи лицензий, которая практически не предусматривала возможности возложения ответственности за результаты строительства на лицензирующий орган.
Плюсы — очевидны
Саморегулирование — это акт доверия со стороны государства всему строительному сообществу. Теперь СРО сами устанавливают правила профессиональной деятельности на своем рынке.
За два года саморегулируемые организации приступили к выполнению своих прямых задач, а именно контролю качества работы строителей, изыскателей, проектировщиков и энергоаудиторов. СРО стремятся добросовестно выполнять свои функции, обеспечивая при этом главный принцип — повышение качества и безопасности строительства зданий и сооружений через контроль за деятельностью своих членов. Широкое применение принципов саморегулирования в самых разных сферах экономики безусловно свидетельствует об эффективности саморегулирования. Оппоненты могут возразить, что административные барьеры все еще имеют место быть. Да, административные барьеры не исчезли, но благодаря совместной работе саморегулируемых организаций и государства их удается минимизировать.
Институт саморегулирования оправдывает себя и тем, что способствует устранению с рынка сомнительных компаний, неподготовленных к обеспечению ответственности субъектов строительной деятельности перед потребителями. Теперь СРО и их членам приходится рублем отвечать за свою работу. Основные инструменты, которые позволяют обезопасить потребителя, — компенсационный фонд и обязательное страхование гражданской ответственности членами СРО.
Ответственность — категория экономическая
Процедура получения строительной лицензии была весьма проста. Любая вновь открывшаяся организация с одними уставными документами и одним единственным сотрудником в штате могла получить строительную лицензию. При этом ущерб, наносимый строительными компаниями, мог никак и никем не покрываться.
С введением института саморегулирования все компании, получающие в рамках саморегулируемых организаций допуски к различным видам работ, вносят по 300 тыс. руб. в компенсационный фонд, созданный для компенсации возможного вреда, возникшего в результате деятельности какого-либо члена СРО.
В случае возникновения ситуации, когда причиненный вред оплачивается из компенсационного фонда, остальные участники организации должны предпринять финансовые усилия по восполнению фонда до прежнего уровня. Таким образом, все без исключения участники СРО заинтересованы в том, чтобы дела у каждого из членов организации шли как можно лучше. Кроме того, обязательным условием членства в саморегулируемой организации является страхование компаниями своей ответственности.
Сегодня национальными объединениями в области строительства, проектирования и инженерных изысканий ведется разработка типового договора страхования, который позволит более эффективно, в том числе, и защищать интересы членов саморегулируемых организаций. Единые стандарты в подходах к правилам страхования и единая структура договора помогут урегулировать возможные разногласия сторон на этапе заключения договора и в ходе исполнения обязательств по нему.
Эффективным инструментом, который позволит наиболее полно обеспечить имущественную ответственность, может стать договор коллективного страхования ответственности членов СРО. Но сейчас существует необходимость выработки профессиональным сообществом условий такого коллективного договора, способов его заключения и исполнения, наиболее отвечающих целям обеспечения имущественной ответственности членов СРО. В настоящее время нацобъединения в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий активно занимаются разработкой типового договора коллективного страхования, который позволит саморегулируемым организациям эффективно использовать этот страховой продукт.
«В семье не без…»
Одной из проблем функционирования системы саморегулирования сегодня называют процессы так называемой «коммерциализации» деятельности саморегулируемых организаций.
Коммерческие СРО — это реальная угроза всему институту саморегулирования, и без того молодому и не до конца окрепшему. Главная цель таких организаций — обогащение определенных лиц, стоящих за их деятельностью. Они стремятся получить в собственное распоряжение как можно большее количество денег, поступающих в оплату взносов в компенсационный фонд. Достигается это за счет привлечения в состав членов СРО как можно большего количества индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. При этом они формально подходят к реализации функций СРО — в частности, не проверяют членов при их вступлении в организацию, не осуществляют дальнейший контроль за их деятельностью.
Данная проблема во многом является следствием правовых пробелов в законодательстве, посвященном саморегулированию в строительстве, а также несовершенства нашей правоприменительной практики. Поэтому устранить эту проблему можно путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.
Бороться с коммерческими СРО можно и собственными силами. Одним из результатов введения саморегулирования должно стать более тесное взаимодействие между органами власти и строительным сообществом. Существуют примеры успешного взаимодействия саморегулируемых организаций, национальных объединений саморегулируемых организаций с региональными управлениями ФАС России, Прокуратурой, надзорными органами и иными федеральными и региональными органами власти. Для решения обозначенной проблемы необходимо и дальше продолжать совместную работу между саморегулируемыми организациями, их членами, общественными объединениями и органами государственной власти. |