Причины, побудившие швейцарцев избавиться от акций «Асента», вполне весомы.
И тоже называются — убыточность бизнеса на фоне повсеместной практики работы в «серую» или даже в «черную». Причем законопослушные западные акционеры не скрывают и показателей: за 2011 год выручка «Асент-Тревел» увеличилась до Ђ62,6 млн (на 15%), однако одновременно операционный убыток достиг величины в Ђ9,7 млн (вырос, по сравнению с предыдущим годом, на Ђ5,3 млн). «Россия остается трудным местом для ведения бизнеса: именно по этой причине Hotelplan принял решение продать свой контрольный пакет акций туроператора Ascent Travel», — так говорится в резюме швейцарского холдинга, который приобрел контрольный пакет его акций в ноябре 2007 года.
Другие иностранцы тоже турбизнесу в России не рады. Thomas Cook, обладающий контрольным пакетом акций «НТК Интурист», решил закрыл сразу 5 региональных представительств, соответственно сократив и полетные программы.
А год назад другой крупный швейцарский холдинг — Kuoni, владеющий в России туроператором Megapolus Tours, решил вывести российскую «дочку» с рынка массового туризма, сконцентрировавшись на индивидуальных бронированиях. Тенденцию подтвеждает и уход с рынка реальных продаж в Петербурге финского оператора Ayrinko: к концу июня компания закроет в городе на Неве все офисы.
Эдуард Кузнецов, экс-владелец Megapolus Tours, уверен — основная причина ухода иностранцев с российского туррынка заключается в том, что до 80% его участников используют в работе «серые» или «черные» схемы. «Иностранцы так работать не могут, так как для них, например, обязателен аудит компаний из «большой четверки» и существует множество расходов, которые повышают затраты и снижают рентабельность», — подчеркивает он.
Дмитрий Смирнов, генеральный директор компании «Атлас», говорит так: «В российском туризме идет полномасштабная игра на выбывание, тем, кто не может работать в сложившихся условиях, приходится сворачивать бизнес. «Ауринко» не удалось сохранить взятый темп. Но жаль, что профессиональный, серьезный и уважающий законы бизнеса игрок уходит с рынка». |