На границе ТС (Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана) с ЕС (Евросоюз) разразился скандал. Коса на камень нашла вскоре после того, как в соответствии с концепцией переноса таможенного оформления и контроля из глубины страны непосредственно на приграничные территории, вокруг пунктов пропуска на границе начали, как грибы после дождя, расти таможенно-логистические терминалы (ТЛТ). В том числе и в Псковской области, решившей заработать на своей уникальной географии. Регион имеет общую границу сразу с тремя государствами — Белоруссией (ТС), Латвией и Эстонией (ЕС).
Первый звонок о непростых взаимоотношениях между таможней и инвесторами, заинтересованными в строительства ТЛТ, прозвучал в прошлом году. Тогда, в начале сентября, в Пскове побывал только что назначенный Президентом РФ инвестиционным уполномоченным в СЗФО Сергей Зимин. И сразу же услышал претензии к Псковской таможне, которую возглавляет генерал-майор таможенной службы Константин Галныкин.
Губернатор Андрей Турчак посетовал, что инвесторы построили уже три ТЛТ, но они не работают, потому что таможня не дает добро на создание там своих подразделений. Губернатора активно поддержал один из инвесторов — генеральный директор ЗАО «Теко-Терминал» Олег Брячак (избран в декабре депутатом областного Собрания). Построенный компанией терминал мог бы уже четыре месяца заниматься перевалкой тысяч тонн всевозможных товаров, однако таможня непонятно почему тянет с выделением штата. Сергей Зимин пообещал поспособствовать решению вопроса. И действительно, уже через месяц таможенный орган на ТЛТ «Убылинский» приступил к оформлению товаров и транспортных средств.
Как подчеркивает Олег Брячак, для участников ВЭД на ТЛТ «Убылинский» созданы максимально комфортные условия. Это позволило за короткий срок существенно увеличить поток транспортных средств, проходящих там таможенные процедуры. Однако генералу Галныкину такая активность почему-то не понравилась.
Вместо того чтобы вместе с инвестором порадоваться растущим поступлениям в бюджет и еще больше минимизировать бюрократические процедуры, Псковская таможня резко взвинтила количество досмотров. Досмотру стали подвергать не менее 30% грузовых фур, хотя на соседнем терминале, принадлежащем ЗАО «Ростэк-Псков», число досмотров было в разы меньше. Начали требовать дополнительные документы на товар, чего не было на других таможнях. Более того, досмотр стал проводиться в грубой форме, вплоть до вскрытия всего упакованного товара и отбора «образцов».
Ситуация, которая сложилась в зоне деятельности Псковской таможни, сегодня рассматривается многими уполномоченными ведомствами и министерствами, куда были направлены пакеты документов, подтверждающие нелогичность действий со стороны таможни, — пояснил журналистам Олег Брячак. — Как оказалось, аналогичная ситуация со стороны таможен свойственна не только нашему региону, просто у нас она наиболее яркая и ей уделяется особое внимание. Значит, в ближайшее время будет развязка. |