В мире одинаковых компаний, товаров и услуг индивидуальность создают люди — этот принцип все чаще становится основополагающим в работе с персоналом: иллюзия того, что «были бы деньги, а сотрудники найдутся», оказалась обманчивой.
Деньги первичны, но…
По данным компании АНКОР, почти половина россиян систематически исследуют рынок труда, надеясь найти более «рыбное» место. И хотя в активном поиске находится лишь около четверти из них, это все равно на 7% больше, чем в прошлом году.
К перемене мест сотрудников чаще всего подталкивают две причины — отсутствие перспектив профессионального развития и недостаточный уровень оплаты труда. Что из них первично, а что вторично — определить достаточно сложно, так как факторы напрямую взаимосвязаны.
Однако при выборе другого места работы приоритет уровня оплаты труда безоговорочен: мартовский опрос HeadHunter показал, что размер зарплаты на голову опережает все другие факторы, которыми соискатели при этом руководствуются. Впрочем, весьма существенными для них являются и такие, как расположение офиса, известность предприятия на рынке и даже сроки рассмотрения резюме.
И еще: есть некоторые причины, которые способны удерживать нужный персонал и привлекать новый даже тогда, когда у конкурентов зарплаты выше. Не верите? А зря…
Про доброе слово
Не стоит обольщаться — примерно каждый шестой сотрудник компании любому фактору мотивации предпочтет деньги. В виде повышенной зарплаты, премии, бонуса — не так и важно. Главное, чтобы они были.
Но для большинства работающих петербуржцев деньги — многое, но не все. Поэтому примерно две трети персонала готовы трудиться пусть и не за максимум оплаты труда, но в комфортной и располагающей к работе атмосфере. К ней такие специалисты зачастую относят открытость руководства, возможность общаться с ним напрямую, а также элементарную заботу «начальства» о нуждах коллектива. Поэтому появление бесплатных чая или кофе, введение гибкого графика и улучшение условий труда порой дают гораздо большие результаты, чем банальное повышение заработной платы.
Эксперты уверены: в условиях дефицита персонала гораздо выгоднее тратиться на удержание имеющихся специалистов, чем на поиск новых. Это касается не только факторов мотивации, прямо касающихся сотрудников, но и тех, которые действуют опосредованно. Например, все большее значение приобретают поощрение инициативы работников, появление нововведений и интересных проектов — благодаря им удается удержать немало людей, которые уже «застоялись» и были готовы вот-вот уволиться. Но главное — нужна целая система мотивации, а не периодические попытки использовать то «кнут», то «пряник».
Вполне реальным фактором удержания и привлечения сотрудников стала и «белая» зарплата: при равенстве в объемах компания, в которой все платят официально, получает реальное рыночное преимущество.
На внутренние резервы
Тенденция очевидна: многие работодатели до сих пор не спешат с набором нового персонала, предпочитая обходиться внутренними резервами.
Речь идет об оптимизации бизнес-процессов и реструктуризации, пересмотре систем мотивации и оценки эффективности персонала, чем о найме новых специалистов. Да, набор нужных компаниям сотрудников ведется, но параллельно чаще всего проходит оптимизация штата и смена акцентов на кадровом фронте. Управление талантами, внедрение систем дополнительного поощрения, развитие корпоративной культуры, HR-брендинг — эти направления все чаще получают развитие.
Опыт лучших показывает: система мотивации, в которой грамотно совмещаются конкурентоспособная зарплата и разные нематериальные факторы, дает наилучший эффект. А инструментов для повышения лояльности сотрудников много, включая и такие малозатратные, как создание внутренней социальной сети, прозрачной системы дополнительного поощрения и системы рекомендаций.
«Сейчас в соревновании за персонал побеждает не тот, кто платит больше, а тот, кто способен сделать жизнь на предприятии интересной и насыщенной, — уверен один из основателей Exiclub Борис Холмянский. — Если человек на работу идет с удовольствием — он наверняка будет более эффективен, чем тот, кто приходит туда только ради денег. Главная задача сейчас — сделать так, чтобы первых стало гораздо больше…».