Определенность возникнет по итогам первого квартала 2012 г. Страховая премия, собранная страховщиками России в 2011 году, составила без учета ОМС 664 млрд рублей, прирост — 19%. При этом в СЗФО сборы составили 66 млрд рублей — третье место по России. Показатель прироста премий в СЗФО немного ниже, чем по России — плюс 14% к предыдущему году.
Страховой рынок растет в объемах, по сравнению с прошлым годом. Количество жалоб на работу страховых компаний сокращается. У регуляторов рынка страхования появились новые возможности предотвращать банкротство страховых компаний с помощью оперативного мониторинга текущего экономического состояния каждого участника рынка. Информация о числе жалоб на страховщиков и наложенных на страховые компании штрафов будет публичной. Об этом говорили представители ФСФР, впервые озвучив итоги развития страхового рынка в 2011 г. в рамках пресс-конференций в Москве и Петербурге, организованных PR-агентством ShadurskyPromotion совместно с НП «Страховой информационно-аналитический центр».
Падали, но поднимались
Основной тенденцией на страховом рынке в 2010–2011 гг. было восстановление темпов роста. В 2010-м прирост рынка составил 8%, что было меньше показателя инфляции. В 2011 году за счет средств населения было собрано 319,9 млрд руб. (рост на 18,9%), выплачено — 161,3 млрд руб. (рост на 1%). Премии за счет юридических лиц выросли на 19,9%, по сравнению с 2010 годом, и составили 343,7 млрд руб. Выплаты увеличились на 6,1% и составили 141,9 млрд руб. Продолжилась консолидация рынка, и сейчас 50–80 компаний (то есть 9–14% от общего числа страховых компаний) собирают 80–90% премий. Те требования по увеличению размера уставного капитала, которые вступили в силу с 1 января 2012 года, на крупнейших игроков рынка не окажут влияния.
По данным www.711.ru, обеспокоенность ФСФР вызвал сохраняющийся разрыв между объемом собираемых страховых премий и выплаченных сумм. По данным регулятора, объемы страховых премий на протяжении нескольких лет растут быстрее, чем выплаты, что не вполне нормально. По мнению руководства ФСФР, плавно увеличивающийся разрыв между собираемыми и выплачиваемыми суммами свидетельствует о негативных тенденциях на страховом рынке.
Представители страхового сообщества уверены, что в настоящее время размеры выплат не могут соответствовать объемам страховых премий, но через несколько лет ситуация должна измениться и стабилизироваться. По итогам 2011 года страховщики увеличили сборы почти на 22%, а размеры выплат выросли на 15%. Несколько лет назад страховые компании выплачивали своим клиентам около 56% от общего объема собираемых средств. В 2011‑м клиентам страховщиков «досталось» около 45% средств от общего объема собранных страховых премий.
ФСФР обеспокоена значительным ростом сегмента страхования предпринимательских рисков. Данный сегмент вырос сразу на 20%, что требует внимательного анализа ситуации. Эксперты считают, что под страхованием предпринимательских рисков маскируются различные схемы теневого обналичивания денежных средств. Часть договоров о страховании рисков при ведении бизнеса можно рассматривать в качестве фиктивных сделок, утверждают аналитики.
Не только день смеха
ФСФР делает антипиар страховщикам, которые работают плохо и вызывают к себе много претензий и жалоб. Публикация списка тех, на кого больше всех жалуются, — серьезный удар по репутации. По словам Павла Иванова, руководителя РО ФСФР России в СЗФО, впервые в истории нового российского страхования формируется (к 1 апреля) — персонализированный список жалоб на страховые организации. Это публичный рейтинг страховщиков «от регулятора». Такой рейтинг будет объективнее тех, что есть в Интернете.
С 1 апреля владельцы незастрахованных опасных объектов штрафуются (сумма штрафа на руководителей — до 20 тыс. руб., а на саму компанию — до 500 тыс. руб.), напоминает www.711.ru. После вступления в силу нового закона о страховании ОПО (опасных производственных объектов), у собственников подобных объектов есть три месяца для заключения страховых договоров. Всего, по сведениям Ростехнадзора, в стране насчитывается несколько сотен тысяч опасных объектов. Закон о страховании ОПО должен снизить нагрузку на бюджет и переложить осуществление выплат при авариях на плечи страховых компаний. В случае смерти людей страховщики обязаны выплачивать компенсации в размере двух миллионов рублей за каждого погибшего.
Право на страхование ОПО получили только те компании, которые входят в Национальный союз страховщиков ответственности. Чтобы избежать финансовых осложнений в случае крупных аварий, все страховщики часть своей прибыли перечисляют в специальный резервный фонд. Эти денежные средства разрешено использовать в случае банкротства одного или нескольких участников.
Очевидное — невероятное?
За прошлый год на российском страховом рынке прекратили работу 46 компаний, что составляет около 7% от их общей численности, сообщает www.711.ru. Несколько десятков страховщиков не занимаются сбором страховых премий, но официально не прекращают свою работу. После вступления в силу новых требований к размеру уставного капитала не исключено, что свою работу прекратят 150‑200 компаний, которые не смогут выполнить финансовые нормативы.
Крупнейшие отечественные страховые компании продолжают увеличивать объемы собираемых премий и количество заключаемых договоров. На долю десятки лидирующих фирм пришлась половина от общего объема собранных страховых премий, а в отдельных сегментах крупнейшие страховые организации занимают 60% рынка по объемам премий. Аналогичные тенденции наблюдаются и по количеству заключенных договоров о страховании, где на протяжении нескольких лет растет доля крупных коммерческих структур.
Из общего объема страхового рынка почти 55% премий приходится на обязательные виды страхования. В 2012 году, в связи с вступлением в силу закона о страховании ОПО, доля добровольного страхования может уменьшиться, прогнозируют эксперты. Среди всех обязательных видов страхования почти 47% договоров приходится на ОМС, около 26% полисов выдано при страховании недвижимого имущества, на долю личного страхования приходится 11% сделок, а на ОСАГО — около 8%.
В 2012-м рынок страхования будет характеризоваться несколькими основными факторами, которые определят динамику его развития, считает Кристос Адамантиадис, вице-председатель совета директоров страховой компании «Чартис», сообщает www.rustrahovka.ru. «Это динамика низких ставок, во-вторых, стремление к укреплению в корпоративном управлении, улучшение системы внутреннего контроля и переход к большей прозрачности, а также изменения в системе дистрибуции, где будут укрепляться позиции банкострахования и развиваться он-лайн продажи (e-commerce)», — объясняет Кристос Адамантиадис. В 2012 году он предполагает консолидацию рынка, усиление деятельности по слиянию и поглощению, развитие рынка страхования жизни. «Переход компаний к большей прозрачности, изменения в системе дистрибуции, максимальный надзор регулирующих органов за деятельностью страховых компаний значительно повлияют на развитие рынка страхования в будущем году», — подчеркивает Кристос Адамантиадис.
Портал 711.ru информирует об основных стимулах для страхового рынка: вступление в силу нескольких законов, предусматривающих обязательное страхование, запланированное государством выделение значительных ресурсов для развития страхования в аграрной отрасли. Вскоре ожидается принятие закона об обязательном страховании ответственности всех перевозчиков, не исключено появление новых видов обязательного страхования в туристической индустрии.
|