Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Курить вредно, а не курить – стране накладно - ЭиВ N 7 (815)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Табачная промышленность
Темпы развития российского табачного рынка начали снижаться в 2008 году. Рекордным стал 2009 год — снижение составило 5%. Снижение в 2011 году — порядка 2%.
Курить вредно, а не курить – стране накладно
No. 7 (815) 05.03.2012
Никита Прохоров
Ожидаемый рост акцизных ставок на табачную продукцию и обсуждаемые в Минздравсоцразвития идеи тотально запретить курение в общественных и других местах определенно скажутся на ситуации на рынке табачной промышленности России
На снимке: в цехе компании Philip Morris Ижора.
Фото Интерпресс
Сегодня крупнейшими игроками на табачном рынке РФ являются Japan Tobacco International, Philip Morris International и БАТ-Россия. Россия — второй по величине рынок табака после Китая. По данным Philip Morris, в России в 2011 году произвели всего около 375 млрд сигарет. Доля Philip Morris — 26,2%.

По словам Алексея Кима, директора департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интэрнэшнл» в России и Белоруссии, до недавнего времени государственное регулирование табачного рынка было разумным. Теперь же оно, по мнению А. Кима, неадекватно ужесточается.

Речь идет и о повышении акцизных ставок, и о жестких местах в законопроекте Минздравсоцразвития, потрясшем курящую братию и табачных производителей в августе 2011-го.

С 1 июля 2012 года акцизная ставка на сигареты и папиросы составит не менее 510 руб. за 1000 сигарет. А с 1 января 2014 года данный акциз вырастет уже до 800 руб. В 2010 году ставка равнялась 250 руб.

Тридцатистраничный проект Федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» (вынесен на общественное обсуждение летом прошлого года) включает в себя много действительно жестких пунктов. Некоторые из них не порадовали курильщиков, некоторые — производителей сигарет.

Необыкновенное нововведение для рядовых потребителей: курить в подъездах многоквартирных домов можно будет только после получения документально оформленного согласия собственников всех квартир в подъезде. Также в законопроекте речь идет о тотальном запрете курения в кафе, больницах, спортивных учреждениях, на вокзалах, в аэропортах…

Производители табачной продукции тоже могли ощутить неприятный холодок, читая проект будущего закона. Во-первых, доля акциза в цене табачной продукции будет составлять не менее 50%. Во-вторых, сигареты нельзя будет продавать в помещениях площадью меньше 50 кв. м (отпадают всевозможные ларьки). И, в-третьих, сам процесс покупки сигарет для рядового потребителя будет невероятно усложнен (если сравнить с тем, как легко их купить сейчас). Запретят выкладку и демонстрацию табачной продукции в торговом объекте (мы уже не увидим стенды с пачками сигарет рядом с кассой супермаркета). По просьбе клиента продавец будет предоставлять прейскурант, а после этого приносить выбранную пачку сигарет с другого (чуть ли не тайного) прилавка.

Может быть, несмотря на ожидаемое государственное давление (которое при желании превратится в удушение), а может быть, именно подготавливаясь к нему, табачные производители в 2011 году не унывали и работали над внешним видом продукции. А также вводили новые бренды или интересным образом модифицировали существующие. Изменяется дизайн пачек, их делают все более красивыми и привлекательными, используют золоченое тиснение, новые шрифты, добавляют вкладыши, изящные вырезы с наименованием бренда на внутренней стороне пачки…

Многие курильщики испытывают некое эстетическое удовольствие от взаимодействия с табачной продукцией, поэтому работа над ее внешним видом их точно порадует. К данной группе курильщиков в первую очередь относятся покупатели сигарет премиум-класса, которые, вероятнее всего, согласятся платить больше за свои любимые вредные привычки.

Также на дизайн сигаретных пачек (но уже без всякого эстетического подтекста и, вероятно, не очень скоро) повлияет завершение разработки проекта техрегламента Таможенного союза на табачную продукцию. В данный момент проект недоработан и, как считают в Минэкономразвития РФ, слишком жесток. Например, в нем говорится о полном устранении с пачек сигарет надписей типа «легкие», «облегченные», «мягкие». Но в таком случае придется уничтожить множество товарных знаков, что неприемлемо, с точки зрения законодательства РФ. Нет основания лишать какую-либо компанию возможности осуществлять права на законное обладание и использование товарного знака. Также невозможным является полное устранение с упаковок ассоциативной связи табачной продукции с продуктами питания. К примеру, на табаке для кальяна, по нормам еще недоработанного проекта техрегламента, нельзя будет писать, что он со вкусом яблока. Между тем доля ингредиентов, содержащих вкусоароматические вещества в таких видах табака, может доходить до 80%. В итоге забота об адаптации дизайна упаковок может оставить головы креативщиков табачной отрасли: техрегламента нет, и неизвестно, когда его доработают.

Складывается неоднозначная ситуация. С одной стороны государству нужно добиться, чтобы курить в России стало совсем не модно и чтобы тенденция роста числа произведенных сигарет на душу населения (499 шт. в 1990-х; 2838 шт. в 2010 году, по данным Росстата) развернулась вспять, а с другой стороны — тот же Philip Morris — один из крупнейших налогоплательщиков Ленобласти (речь идет о фабрике Ижора): в 2011 году она направила в госбюджет более $45 млн. И, наверное, не так уж выгодно избавляться от таких налогоплательщиков. Или ставить их в жесткие, удушающие рамки.

Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru