Сегодня крупнейшими игроками на табачном рынке РФ являются Japan Tobacco International, Philip Morris International и БАТ-Россия. Россия — второй по величине рынок табака после Китая. По данным Philip Morris, в России в 2011 году произвели всего около 375 млрд сигарет. Доля Philip Morris — 26,2%.
По словам Алексея Кима, директора департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интэрнэшнл» в России и Белоруссии, до недавнего времени государственное регулирование табачного рынка было разумным. Теперь же оно, по мнению А. Кима, неадекватно ужесточается.
Речь идет и о повышении акцизных ставок, и о жестких местах в законопроекте Минздравсоцразвития, потрясшем курящую братию и табачных производителей в августе 2011-го.
С 1 июля 2012 года акцизная ставка на сигареты и папиросы составит не менее 510 руб. за 1000 сигарет. А с 1 января 2014 года данный акциз вырастет уже до 800 руб. В 2010 году ставка равнялась 250 руб.
Тридцатистраничный проект Федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» (вынесен на общественное обсуждение летом прошлого года) включает в себя много действительно жестких пунктов. Некоторые из них не порадовали курильщиков, некоторые — производителей сигарет.
Необыкновенное нововведение для рядовых потребителей: курить в подъездах многоквартирных домов можно будет только после получения документально оформленного согласия собственников всех квартир в подъезде. Также в законопроекте речь идет о тотальном запрете курения в кафе, больницах, спортивных учреждениях, на вокзалах, в аэропортах…
Производители табачной продукции тоже могли ощутить неприятный холодок, читая проект будущего закона. Во-первых, доля акциза в цене табачной продукции будет составлять не менее 50%. Во-вторых, сигареты нельзя будет продавать в помещениях площадью меньше 50 кв. м (отпадают всевозможные ларьки). И, в-третьих, сам процесс покупки сигарет для рядового потребителя будет невероятно усложнен (если сравнить с тем, как легко их купить сейчас). Запретят выкладку и демонстрацию табачной продукции в торговом объекте (мы уже не увидим стенды с пачками сигарет рядом с кассой супермаркета). По просьбе клиента продавец будет предоставлять прейскурант, а после этого приносить выбранную пачку сигарет с другого (чуть ли не тайного) прилавка.
Может быть, несмотря на ожидаемое государственное давление (которое при желании превратится в удушение), а может быть, именно подготавливаясь к нему, табачные производители в 2011 году не унывали и работали над внешним видом продукции. А также вводили новые бренды или интересным образом модифицировали существующие. Изменяется дизайн пачек, их делают все более красивыми и привлекательными, используют золоченое тиснение, новые шрифты, добавляют вкладыши, изящные вырезы с наименованием бренда на внутренней стороне пачки…
Многие курильщики испытывают некое эстетическое удовольствие от взаимодействия с табачной продукцией, поэтому работа над ее внешним видом их точно порадует. К данной группе курильщиков в первую очередь относятся покупатели сигарет премиум-класса, которые, вероятнее всего, согласятся платить больше за свои любимые вредные привычки.
Также на дизайн сигаретных пачек (но уже без всякого эстетического подтекста и, вероятно, не очень скоро) повлияет завершение разработки проекта техрегламента Таможенного союза на табачную продукцию. В данный момент проект недоработан и, как считают в Минэкономразвития РФ, слишком жесток. Например, в нем говорится о полном устранении с пачек сигарет надписей типа «легкие», «облегченные», «мягкие». Но в таком случае придется уничтожить множество товарных знаков, что неприемлемо, с точки зрения законодательства РФ. Нет основания лишать какую-либо компанию возможности осуществлять права на законное обладание и использование товарного знака. Также невозможным является полное устранение с упаковок ассоциативной связи табачной продукции с продуктами питания. К примеру, на табаке для кальяна, по нормам еще недоработанного проекта техрегламента, нельзя будет писать, что он со вкусом яблока. Между тем доля ингредиентов, содержащих вкусоароматические вещества в таких видах табака, может доходить до 80%. В итоге забота об адаптации дизайна упаковок может оставить головы креативщиков табачной отрасли: техрегламента нет, и неизвестно, когда его доработают.
Складывается неоднозначная ситуация. С одной стороны государству нужно добиться, чтобы курить в России стало совсем не модно и чтобы тенденция роста числа произведенных сигарет на душу населения (499 шт. в 1990-х; 2838 шт. в 2010 году, по данным Росстата) развернулась вспять, а с другой стороны — тот же Philip Morris — один из крупнейших налогоплательщиков Ленобласти (речь идет о фабрике Ижора): в 2011 году она направила в госбюджет более $45 млн. И, наверное, не так уж выгодно избавляться от таких налогоплательщиков. Или ставить их в жесткие, удушающие рамки.
|