В рамках начатых осенью 2010 года переговоров о формировании зоны свободной торговли между Таможенным союзом (ТС: РФ, Беларусь, Казахстан) и Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ: Швейцария, Норвегия, Лихтенштейн, Исландия) досогласовываются, в частности, вопросы взаимного свободного доступа сельхозсырья и готового продовольствия, включая рыбосырье и продукты его переработки. Но в то же время, как сообщил Посол Дании в РФ Том Рисдаль Йенсен, в 2012 году планируется завершить переговоры о вступлении в ЕС Исландии. Этот фактор может, в лучшем случае, затормозить создание зоны свободной торговли между ТС и ЕАСТ. А в худшем — расколоть и упразднить.
Важнейший фактор для Исландии — наличие максимальных, точнее — максимально благоприятных возможностей как по рыбопромыслу наибольшего ассортимента рыб, так и по экспорту рыбосырья и продуктов его переработки. Потому что рыба — по-прежнему основа экономики и, соответственно, экспорта Исландии.
Представители ЕАСТ прежде заявляли, что соглашение о зоне свободной торговли ЕАСТ-ТС может быть подписано в конце 2011-го или не позже весны 2012 года. Между тем, первый вице-премьер Игорь Шувалов в декабре 2011 года заявил, что ТС не намерен форсировать подписание такого документа: должны быть тщательно выверены все экономические и юридические вопросы в рамках упомянутой зоны.
Напомним, в этой связи, что та же Исландия поставляет в РФ не только разнообразную рыбную продукцию, но и мясо баранины, говядины, конины, молочные продукты. Хотя, конечно, рыбоизделия и рыбосырье — по-прежнему основа (почти 90% объема) исландского экспорта в РФ. Причем, доля исландских поставок в объеме импорта Россией замороженной скумбрии ныне превышает 45%; по ввозу в РФ сельди и продуктов ее переработки доля Исландии — не ниже 30%.
Естественно, что Рейкьявик, пожалуй, больше остальных участников ЕАСТ заинтересован в скорейшем открытии рынка ТС для своей рыбопродукции. Впрочем, как и для других исландских сельхозтоваров, которые, наряду с рыбоизделиями Исландии, и сегодня не очень-то «желанные гости» в странах Евросоюза. А в ЕС учитывают этот фактор и, похоже, готовы пойти на уступки исландцам. Судя по тому, что Евросоюз, повторим, планирует успешно завершить в 2012-м переговоры о вступлении в ЕС Исландии.
Но многие эксперты полагают, что вступление Исландии в ЕС может «разрушить» ЕАСТ, ибо выход из этого блока Рейкьявика и его вступление в ЕС усилит давление на Норвегию со стороны ЕС, что, впоследствии, вынудит ее примкнуть к Евросоюзу. И, таким образом, ЕАСТ — важная «ниша» России и всего ТС на мировом рынке, в том числе продовольственном, — будет, можно сказать, экспроприирована Евросоюзом. Заметно и то, что Норвегия и ЕС все чаще выступают с совместной позицией относительно политики Исландии в вопросах рыбопромысла. Особенно в последнее время — по вопросам промысла скумбрии.
«Свежее» подтверждение этой тенденции, точнее — опасного для ЕАСТ и ущемляющего интересы Исландии «блокирования» Норвегии с ЕС, — заявление министра экономики, рыболовства и сельского хозяйства Исландии Стейнгримура Сигфуссона: «…Исландская сторона акцентирует внимание на крайней необходимости решения вопроса устойчивого управления совместными рыбными запасами и предотвращения их дальнейшего перелова… К сожалению, совместное предложение ЕС и Норвегии по вопросу о квотах по скумбрии, внесенное на последней встрече в Клонакилти (Ирландия), было абсолютно нереалистичным. И являлось отступлением от договоренностей, достигнутых на предшествующих встречах, которые были вполне конструктивными. Безусловно, для достижения справедливого соглашения должны быть учтены законные интересы всех прибрежных государств. Это предполагает, среди прочего, признание изменений в миграции запасов скумбрии в северо-восточной Атлантике».
И далее «Ежегодное увеличение скумбрии в исключительной зоне Исландии в весовом измерении составляет 660000 тонн, что более чем вчетверо превышает совокупные объемы вылова данных запасов исландскими судами в 2010 году. Бесспорно, все стороны получают преимущества от нагула скумбрии в исландской зоне, что… усиливает позицию Исландии в переговорах. Также очевидно, что Исландия имеет право получить адекватную квоту на вылов скумбрии за сокращение возможностей осваивать другие важные промысловые объекты, запасы которых пострадали в результате миграции скумбрии».
Похоже, российская сторона учитывает упомянутые тенденции и интересы Исландии. Так, в ходе состоявшейся 12-й сессии российско-исландской комиссии по рыбному хозяйству Исландия получила выгодные «квотовые» условия на 2012 год. РФ сможет освоить в исключительной экономзоне (ИЭЗ) Исландии 3588 тонн сельди; границы промысла для российских судов в исландской ИЭЗ будут установлены такие же, как и для норвежских. В свою очередь, Россия выделила Исландии квоту на вылов 6835 тонн трески и пикши в своей ИЭЗ в Баренцевом море.
Очевидно, что условия эти взаимовыгодные. Однако, скорее всего, поддержка Россией упомянутой исландской позиции по весьма чувствительному для Рейкьявика вопросу — промыслу скумбрии — не только позволит решить аналогичные или схожие российско-исландские вопросы. Но и в более широком контексте, позволит и укрепить ЕАСТ, и ускорить переговоры по зоне свободной торговли между Таможенным союзом и ЕАСТ. «Упредив» тем самым переход Исландии из ЕАСТ в ЕС… |