«Давайте смотреть правде в глаза: рассматривать подготовку кадров для туризма в отрыве от общей ситуации в высшей школе неправильно, так как она — только часть всей системы», — констатирует проректор по учебной работе Балтийской академии туризма и предпринимательства (БАТиП) Николай Попов.
Корень проблемы и в том, что процесс обучения до сих пор зачастую ведут по устаревшим, не соответствующим требованиям времени образовательным стандартам. За рубежом последовательность такова: сначала разрабатывают профессиональные стандарты (требования, предъявляемые к специалисту не только работодателями, но и всеми заинтересованными сторонами), а затем на их основе — образовательные. А у нас до сих пор по большей части используют устаревший стандарт «Социально-культурный сервис и туризм», разработанный более 10 лет назад. Новые стандарты «Туризм» (появился в 2006-м) и «Гостиничное дело» (введен лишь в 2010-м) только-только входят в оборот.
А желание выпускать кадры для туризма у непрофильных вузов объясняется не столько стремлением к тому или иному статусу, сколько тягой к предоставлению платных услуг, зарабатыванию денег. Ведь организация подготовки «туристов» не требует внедрения затратных инноваций, спрос на специальность высок, и найти желающих учиться на платной основе всегда можно.
«Без тесных связей с бизнесом специалиста для туризма вообще подготовить невозможно — считает проректор БАТиП Николай Попов. — Потому что главное для такого специалиста — не только иметь нужные знания, но и уметь общаться с людьми. А без реальной практики в этом направлении наработать жизненно необходимые навыки нельзя».
А как быть с проблемой избытка управленцев и нехватки персонала начального и среднего профессионального уровня? Как полагает эксперт, найти горничную или официанта сложно вовсе не потому, что их не готовят: дело в уровне оплаты труда. «Государство должно оплачивать подготовку только качественного, востребованного рынком труда персонала, который способны готовить лишь в специализированных вузах, — уверен Н. Попов. — А со стороны бизнеса, в свою очередь, должен быть конкретный заказ как по его количеству, так и по профессиональным свойствам. Сейчас вузы, несмотря на разные сложности, вполне способны его выполнить».
|