Реальный бизнес (и во многом небезосновательно) заявляет о том, что вузы все время готовят не тех. И не так, как надо. У выпускников, мол, много амбиций и отличный зарплатный «аппетит», а вот практически работать сразу по окончании учебного заведения они готовы далеко не всегда.
Стандарты и мода
По статистике, в России кадры для туризма готовят более 300 вузов. Но специализированных из них, в лучшем случае, всего 2–3 десятка, остальные к туризму зачастую имеют весьма отдаленное отношение.
Один из вузовских экспертов, к примеру, говорит, что не так давно ему звонили из регионального медицинского вуза Северо-Запада, интересуясь возможностью открытия туристской специальности. «Зачем это вам?» — спросил он. «А чтоб статус университета получить...» — ответили. Неудивительно, что качество подготовки в таких учреждениях соответствующее, поскольку нет ни эффективных методик, ни преподавателей (в том числе практиков), ни, что самое главное, налаженных связей с бизнесом. А без этого выпустить хорошо подготовленного специалиста невозможно.
Сейчас в СЗФО специалистов сферы туризма (а также бакалавров и магистров) готовят не менее десятка высших и средних профессиональных учебных заведений. Направление модное — абитуриенты поступают даже на платное обучение, и проблем с комплектацией групп нет. А вот положение с подбором персонала для туризма и сервиса все равно остается непростым.
Кто нужен
Спрос на специалистов сферы туризма на Северо-Западе есть. И он растет, так как после кризиса многие предприятия вновь начали набирать штат.
По данным компании HeadHunter, к примеру, в течение последнего месяца только на этом «работном» ресурсе было зарегистрировано около 400 вакансий из сферы «Туризм. Гостиницы. Рестораны». Львиная доля, конечно, приходится на Петербург (около 95%), а из других регионов округа только 5 предприятий заявляли о наличии вакантных мест (да и то их набралось не больше пятнадцати).
Кто требуется? Скорее, можно ответить, кто не нужен… Бармены. Официанты. Уборщицы. Хостес. Менеджеры разной специализации и управленческого «калибра». Исполнительные директора. Управляющие ресторанами. Руководители офиса продаж. Зарплата? Для открытых вакансий — доходит до 100 тыс. рублей в месяц. И это, понятно, не предел. Кто набирает? От почти никому не известных, только стартующих в бизнес фирм, до пятизвездных отелей, находящихся под западным управлением. В том числе «Гранд отель «Эмеральд» и Corinthia Hotel St.Petersburg.
«В секторе наблюдается большой рост спроса на персонал, — констатируют в HeadHunter. — Но подобрать нужного специалиста сложно: рынок труда «вымыт», и незанятыми остались лишь те, кто не совсем отвечает запросам работодателей».
Жалобная книга
Практики утверждают: несмотря на годы учебы, значительная часть студентов представляет себе работу в туризме как бесконечную череду заграничных командировок по принципу «все включено». И мало кто знает, что это тяжелый (и в психологическом плане тоже) нервный труд, связанный с постоянным общением с людьми.
«Даже практические навыки можно выработать довольно быстро, — констатирует руководитель отдела кадров петербургского отеля Ambassador Татьяна Голайко. — Но вот с умением общаться, со знанием хотя бы английского языка у студентов просто беда. Поэтому на поиски нужного человека уходит очень много времени и усилий».
Таких мнений можно привести массу: найти руководителя турфирмы или отеля, который был бы полностью доволен «качеством» подготовки выпускников в системе нашего проф-образования, почти невозможно. «Да, периодически берем на работу молодых специалистов, но чаще всего «доращиваем» их еще во время учебы в соответствии со своими требованиями, — констатирует заместитель генерального директора «Невы» Елена Бородина. — Полностью готовый к реальной работе выпускник — это скорее исключение, чем правило…».
Ситуация осложняется еще и тем, что современному бизнесу в сфере туризма и гостеприимства чаще всего нужны специалисты с мультизнаниями. Управляющий мини-отеля, к примеру, должен знать не только основы менеджмента, но и обладать массой других познаний и навыков. Таких универсалов, к тому же не боящихся принимать решения и отвечать за них, как раз и не хватает.
Каков вывод? «Болезнь» действительно системная, так как у образовательных учреждений и бизнеса разные интересы. Ведь вуз, по большому счету, ответственности за трудоустройство выпускников не несет, и для него главное — набрать нужное число абитуриентов, чтобы обеспечить свое существование. Если абитуриент стоит в очередь, чтобы отдать за обучение деньги — соответствие запросам компаний может и подождать. Главное — выпустить, а там пусть обучают, чему и как хотят…
МНЕНИЯ
Валерий Гордин,
заместитель директора Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) в Петербурге
— У нас в системе российского вузовского образования возник явный перекос в сторону подготовки менеджеров выездного туризма и нет учебной базы, на которой готовили бы в достаточном количестве людей, способных создать собственный привлекательный и разнообразный туристский продукт. Например менеджеров, хорошо знающих историю Петербурга, которые могли бы работать в области культурного туризма, или тех, кто способен работать в рекреационном, спортивном туризме.
Однако спрос на менеджеров в туристической сфере специфический: сейчас работодатель рассматривает выпускников вуза как кандидатов на весьма низкие позиции. Сентенции о том, что менеджер должен начинать свою карьеру с хлеба портье или рецепциониста не выдерживают критики. Причина в том, что существует дефицит специалистов среднего и низшего звена. Эту проблему должен решить прикладной бакалавриат, который предполагает сокращенную программу обучения и делает акцент на формировании узкопрактических навыков.
Мария Бакерина,
генеральный директор представительства Pegas touristic
— Считаю, что правильнее специалистов готовить самим. В вузе им должны дать только общие, базовые знания, а всю специфику бизнеса они обязаны познавать, практически выполняя те или иные функции. А пока ситуация такова: на простой вопрос об элементарных вещах (о разнице в типах номеров, питания и т. д.) многие старшекурсники ответить не могут.
Увы, но на рядовую должность менеджера по работе с агентствами из 20–30 кандидатов с трудом удается найти одного стоящего. И дело даже не в знаниях: если он чего-то не умеет — мы научим сами. Но если он не может грамотно построить свою речь, не умеет общаться — тут помочь сложнее…
Алексей Мусакин,
директор СПб филиала Российской гостиничной ассоциации
— Хотите простой пример, наглядно иллюстрирующий проблему? В своем общении со студентами старших курсов разных туристических вузов страны я задавал один и тот же вопрос: «Что такое рекрейт?» (рекрейт — цена номера в отеле, по которой его может купить любой человек). Знаете, сколько получил ответов? Ноль! Но, скорее, это не вина самих студентов, а беда всей российской системы образования. В тех стандартах обучения, которые сейчас используют, теории полным-полно, а вот практики мало. Да и преподают, в основном, люди, далекие от реального бизнеса. Откуда же взяться кадрам, которые действительно нужны?
Сергей Корнеев,
вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ)
— Проблемы туристического образования сходны с аналогичными для всего профессионального образования страны в целом. Ежегодный конкурс «Новые лица туризма», проводимый в Петербурге, показывает: у нас есть талантливые и очень перспективные ребята, обучающиеся в профильных вузах. Но в основной массе квалификация выпускников не слишком высокая. И не потому, что учат плохо: не достает практики, а порой и желания учиться у самих студентов. В результате нередко вузы выпускают «среднего» менеджера со «средними» же знаниями, которого еще надо учить и учить. А кто этим будет заниматься, если в обычной фирме сферы туризма работает 5–6 человек?
Нужны другие стандарты обучения специалистов нашей отрасли, основанные как на теории, так и получении практических навыков.
|