В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка «Главное Адмиралтейство», приуроченная к юбилею Андреяна Захарова. Она будет интересна всем, кто хочет на основе знакомства с авторскими чертежами, эскизами и фотографиями проследить историю создания, реконструкции и реставрации одного из самых знаменитых зданий Петербурга, начало строительству которого было положено в ноябре 1704 года по указу Петра I.
Документы, представленные на выставке, дают возможность увидеть, как изменялся облик Адмиралтейства при очередной перестройке.
Интересно, что еще в 1719 году по проекту голландца Хармана ван Болеса над центральными воротами здания был возведен шпиль с корабликом-флюгером — символом, столь близким сегодня сердцу каждого петербуржца. В 1730-х Адмиралтейство было перестроено уже в камне по проекту архитектора Ивана Коробова.
Современный облик здание приобрело в начале XIX века, когда его архитектором стал Андреян Захаров.
Будущий великий русский зодчий родился 19 августа 1761 года в семье адмиралтейского чиновника, обер-офицера Дмитрия Захарова, который на свое небольшое жалованье сумел воспитать для России двух сыновей, прославивших свою фамилию в науке и искусстве. Первый сын — Яков — стал академиком, профессором химии и механики, другой — Адреян (но чаще употребляют Андреян) — тоже сделался академиком и профессором, но нашел свое призвание в архитектуре.
Младшему Захарову, а вместе с ним и всей России, повезло, что уже в возрасте шести лет он был определен воспитанником в художественное училище при Академии художеств. Затем его творческий талант окреп уже в самой Академии, где неоднократно отмечали его оригинальные проекты. Так, в 1782 году, как сообщает сайт «Сто величайших архитекторов мира», Большой золотой медали был удостоен его проект «Увеселительного дома», или, как тогда называли, «Фокзала».
В этом же году Захаров вместе с тремя другими пенсионерами Академии художеств отплыл из Кронштадта во Францию, где в течение нескольких лет знакомился с шедеврами классической европейской архитектуры.
Вернувшись в Россию, Захаров сам становится преподавателем Академии художеств, а в 1803 году — старшим архитектором Академии. До этого на рубеже веков его назначают архитектором Гатчины — главной пригородной вотчины императора Павла I.
С 1802-го по 1805 год руководство строительством при Адмиралтействе осуществлял Чарлз Камерон. Престарелому архитектору трудно было справиться с постоянно увеличивавшимися объемами проектных и строительных работ и следить за их выполнением в установленные сроки. В результате 25 мая 1805 года был издан указ: «Главного адмиралтейского архитектора Камерона уволить от настоящей должности, а на место его определить ведомства Академии художеств Захарова с жалованием по тысяче пятисот рублей в год…»
В основе проекта перестройки Адмиралтейства, фактически начатой осенью 1805 года, Захаров оставил старый план Ивана Коробова. Корпус охватывал три стороны стапельной площадки и верфи. Фортификационные рвы вокруг были засыпаны как ненужные, и на их месте образовалась Адмиралтейская площадь. Все вроде бы оставалось на месте, и при этом все неузнаваемо изменилось. Все архитектурное оформление Захаров решил в монументальных, мощных и торжественных образах русской классики.
До завершения строительства по своим чертежам зодчий не дожил. Он умер 8 сентября 1811 года и похоронен на Смоленском кладбище. Но многостороннее дарование Захарова было оценено еще его современниками.
Вскоре после окончания строительства Адмиралтейство получило еще одну, новую для себя функцию. Еще при императоре Александре I возникла идея перевода в корпус, расположенный напротив здания Сената, училища корабельной архитектуры, позднее получившего название Кондукторских рот Учебного морского рабочего экипажа. По мнению исследователей того периода, решение об объединении морского учебного заведения с судостроительной верфью в одном комплексе зданий говорило об особенной предусмотрительности монарших особ. Переезд курсантов в Адмиралтейство состоялся уже при Николае I.
Директор расположенного и сегодня в Адмиралтействе уникального музея, где тесно переплелись история самого здания и летопись развития военно-морского инженерного образования в России, доктор исторических наук профессор Исай Кузинец в своей книге «Адмиралтейская академия» так описывает ситуацию того времени: «Будущие корабельные инженеры, живя в Адмиралтействе рядом с судостроением и со всеми мастерскими, предназначавшимися для изучения мастерств, имели полную возможность ознакомиться еще в стенах училища со всеми работами корабельного дела».
Именно тогда на десятилетия вперед определено Адмиралтейству заниматься подготовкой элиты Военно-Морского флота России. А вот его изначальная функция — строительство парусных кораблей — прервалась в 1844 году. Здание с тех пор остается местом расположения командных учреждений флота. С 1925 года там находится Высшее военно-морское училище имени Ф.Э. Дзержинского, ныне Военно-морской инженерный институт, завершающий сейчас освобождение здания. Решение о переводе в Адмиралтейство Главкомата ВМФ озвучено давно, но оно тормозится под разными предлогами. Сейчас идет неспешный ремонт помещений, хотя табличка Главкома уже красуется на здании.
Известно, что в годы реформ предпринимались попытки занять это здание со стороны крутых коммерческих структур. Но к этим реальностям наших дней Андреян Захаров уже никакого отношения не имеет. Разве что только тем, что создал архитектурный шедевр, истинную цену которому не определить ни на каких торгах. |