Отечественный рынок дата-центров растет быстрее, чем ИТ-отрасль в целом, его рост составляет 20–30% в год. Аналитики Headwork Analytics провели исследование российского рынка коммерческих центров обработки данных, результатом которого стал прогноз об увеличении к 2015 году емкости российского рынка дата-центров в целом в 2,5–3 раза и в 5 раз — в сегменте крупных предприятий.
Подавляющее большинство потребителей услуг ЦОД составляют медиа-холдинги (42%), второй по популярности потребитель — транспортные и логистические компании, на долю которых приходится примерно треть, составляет 35%, следом идут банки.
Со стороны крупных предприятий спрос на услуги дата-центров будет расти на 35–40% в год, считают исследователи, в то время как в среде малого и среднего бизнеса эта цифра составит 10–15% в год.
Аналитики отмечают, что российский рынок ЦОД становится конкурентным, специалисты активно ищут пути совершенствования услуг. По мнению опрошенных нами экспертов, несмотря на рост предложения, уже в 2012 году может появиться дефицит коммерческих центров обработки данных, а к 2015 году спрос может превысить предложение на 22%.
Дата-Петербург
По данным ТК «Миран», в Петербурге функционирует более 20 коммерческих дата-центров. За первое полугодие 2011 года не было введено ни одного нового объекта. В городе насчитывается пять дата-центров уровня Tier 3. При этом премиум-сегмент рынка дата-центров по-прежнему не насыщен.
Окупаемость ЦОДов в Петербурге увеличилась на 20%. Сейчас она составляет около шести лет. Инвестиции в дата-центр уровня Tier 3 составляют $15–25 тыс. на кв. м. Заполняемость относительно недавно введенных в эксплуатацию дата-центров такого уровня составляет 30–50%.
Самой востребованной услугой в дата-центрах Петербурга остается аренда юнита (collocation). За последние несколько месяцев стоимость данного предложения снизилась в связи с увеличением конкуренции и составляет сейчас 1,5–2,5 тыс. руб. за юнит. Относительно новыми услугами на рынке ЦОД являются «облачные» вычисления и аренда приложений.
По прогнозам ТК «Миран», количество дата-центров на рынке будет увеличиваться, причем возможно появление крупных ЦОД (свыше 5 тыс. кв. м. и более); до конца 2011 года стоимость услуг сохранится на текущем уровне; увеличивается набор услуг и повышается их качество; а вот аренда приложений, «облачные» вычисления еще не проникли на массовый рынок; и в ближайшие несколько лет спрос на услуги, связанные с арендой вычислительных мощностей в дата-центрах, увеличится на 10–15%.
По информации «TelecomDaily», сегодня на петербургском рынке увеличивается интерес собственников компаний не только к аренде помещений в дата-центрах, но и к открытию собственных площадок для хранения информации. Эксперты «Миран» замечают: ежегодно отмечается увеличение спроса на интернет-услуги. К примеру, по данным ассоциации «Электронные деньги», за 2010 год рынок электронных платежей в России вырос на 75%, по сравнению с 2009 годом.
Площадь всех дата-центров Северной столицы до недавнего времени была невелика — от 500 до 1200 кв. м, при этом в большинстве случаев они располагаются в уже имеющихся зданиях. Заполняемость ЦОДов сегодня составляет 50–80% — без учета нового крупнейшего в Европе дата-центра, открытого 21 октября голландской компанией Linxdatacenter в индустриальном парке «Скай Трейд».
«Россия показала, что всегда заинтересована в новых технологиях», — сказал на открытии этого центра премьер-министр Нидерландов Марк Рутте. Он заметил, что дата-центр должен отвечать трем характеристикам: инновации, качество и направленность в будущее. Начинателем европейских инноваций в России Марк Рутте назвал Петра Первого. А гендиректор Linxdatacenter в России Ричард Ван Вагенинген отметил успешность аналогичного проекта в Москве.
Общая площадь центра — 7500 кв. м с возможностью расширения до 9000 кв. м. Голландская компания взяла в аренду помещение на срок 15 лет. Петербургский ЦОД стал четвертым. Ранее компания открыла дата-центры в Таллине, Варшаве и Москве. Центр имеет высокий уровень TIA Tier 3, обеспечивающий бесперебойную работу. Такой же уровень имеет центр в Варшаве. В Таллине, где ЦОД открылся раньше — уровень Tier 2. В Москве — Tier 2 и Tier 3. Как прокомментировал руководитель проекта Евгений Рожков, уровень Tier 4 коммерчески не оправдан и используется в основном в военных целях. Он сообщил, что в следующем году компания планирует открыть еще два дата-центра, но где они будут расположены — пока держится в тайне.
Дата-центры, введенные в эксплуатацию в Петербурге более двух лет назад, уже заполнены полностью. Сюда относится и первая очередь ЦОДа «ВестКолл», рассчитанная на 50 стоек и введенная в коммерческую эксплуатацию весной 2007 года. Из 100 стоек второй очереди незаполненными остаются 80%. Несмотря на пустующие площади, оператор планирует строительство третьей очереди ЦОДа на 400–500 телекоммуникационных шкафов. Компания «ПиН Телеком», располагающая в Петербурге одним ЦОДом, сообщает, что скорее всего, новый центр обработки данных будет построен уже в новом регионе.
Дата-Россия
В аналитическом отчете агентства iKS-Consulting «Российский рынок услуг коммерческих дата-центров 2010–2015» говорится: сегодня в стране насчитывается более 130 крупных и средних коммерческих ЦОДов, из них в 2010 году было введено в строй более 20 площадок. Темпы роста рынка сохраняются на высоком уровне, в 2011 году ожидается увеличение площади дата-центров еще на 7,2 тыс. кв. м. Российский рынок дата-центров формируется крупными площадками, большинство из которых расположены в Москве. На долю 10 крупнейших операторов дата-центров России приходится 56% стоек и 63% доходов рынка.
Основой роста рынка ЦОДов в России в последние два года является деятельность региональных игроков. Крупными региональными центрами сейчас уже являются Новосибирск, Казань, Самара, Рязань, Екатеринбург и Ростов-на-Дону. В докризисный период были заложены и в ряде случаев запущены в коммерческую эксплуатацию дата-центры, принадлежащие средним и крупным игрокам телеком-рынка.
Компания J’son & Partners Consulting представила основные результаты проекта «Российский рынок дата-центров, 2009–2011», подготовленные по итогам завершенного исследования российского рынка коммерческих ЦОД. По оценкам J’son & Partners Consulting, полезная площадь коммерческих дата-центров в первом полугодии 2011 года составила 58,48 тыс. кв. м. По оценке J’son and Partners Consulting, доходы дата-центров за первое полугодие 2011 года составили $131,4 млн.
Основные факторы развития рынка коммерческих ЦОД в России
Интеграция российского бизнеса в мировую экономику
Мировые и российские банки, страховые и инвестиционные компании сталкиваются с новыми, более жесткими критериями регулирования международной деятельности в работе с клиентской базой и другими процессами. Это повысит спрос на профессиональные услуги ЦОД.
Развитие сервисов, требующих большого объема интернет-трафика
Компании-владельцы масштабных интернет-проектов (поисковые системы, интернет-порталы, социальные сети), которые генерируют существенный объем трафика и имеют большое число пользователей, в будущем будут размещать свое оборудование ближе к конечному потребителю с целью удешевления стоимости передачи данных. Подобные игроки будут заинтересованы в региональных дата-центрах.
Развитие «облачных» сервисов
Облачные сервисы используют технологию распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. В настоящее время многие дата-центры расширяют линейку своих услуг, что способствует и росту спроса на услуги коммерческих дата-центров, в том числе региональных.
Филиальное развитие компаний
С развитием филиальных сетей компании возникает необходимость централизации обработки и хранения данных, использующих сложные бизнес-приложения, например, ERP- и CRM-системы. Коммерческие ЦОД могут быть использованы для целей централизации IT-инфраструктуры компаний.
Национальные проекты и государственные программы
Государственные контракты явятся в будущем стабильным источником спроса на услуги ЦОД. Перспективным с точки зрения дата-центров является ряд государственных автоматизированных систем (например, ГАС «Выборы»). Наибольшие шансы на получение государственного контракта у дата-центров, которые принадлежат госкомпаниям, например, собственный дата-центр «Ростелекома».
Источник: J’son & Partners Consulting
МНЕНИЯ
Владимир Артемов,
руководитель компании «Фортис»
— Жесткой конкуренции на петербургском рынке ЦОД пока нет. Спрос на дата-центры не сформировался. Есть различные площади для разных покупателей, но не все находят своих клиентов. По-прежнему у нас боятся отдавать в чужие руки информацию. Кроме того, хорошие услуги не стоят дешево.
Игорь Ситников,
генеральный директор ТК «Миран»
— В Петербурге функционирует более 20 коммерческих дата-центров, при этом из них только 5 уровня Tier 3. Поэтому можно говорить о том, что премиум-сегмент рынка дата-центров по-прежнему не насыщен.
Еженедельно компании — операторы дата-центров встречаются с тремя-пятью потенциальными арендаторами, телефонных переговоров проводится в несколько раз больше. При этом реальных сделок проходит примерно одна-две в месяц. Причиной такой разницы является длительный период принятия решения арендатором.
Вследствие того, что сейчас рынок покупателя, а не продавца, то стоимость некоторых услуг снизилась до достаточно обоснованных величин.
Несмотря на жесткую конкуренцию, количество дата-центров на рынке будет увеличиваться, причем возможно появление крупных ЦОД (свыше 5 тыс. кв.м и более).Возрастающая конкуренция способствует увеличению набора услуг и повышению их качества, уменьшению времени реакции на запросы, организации оригинальных акций для арендаторов.
Кирилл Ивашин,
генеральный директор ООО «Радуга-2»
— Я оцениваю этот рынок как бурно развивающийся. Это связано с большим числом потребностей в услугах дата-центров у корпоративного сектора. Спрос превышает предложения, поэтому следует ожидать на петербургском рынке все новых крупных игроков. Спрос велик, поэтому не стоит ожидать снижения стоимости в этих услугах. Пока рынок не насыщен, стоимость падать не будет. По моему прогнозу, в ближайшие два-три года рынок будет очень бурно расти.
Артем Кунц,
директор обособленного подразделения ГК «ФИЛАНКО» (Петербург)
— Сегодня в Петербурге насчитывается множество дата-центров, построенных отечественными компаниями. Однако предложение услуг ЦОДов, «пришедших» с Запада, из года в год увеличивается. Это может объясняться тем, что, во-первых, насыщенность рынка не достигла своего апогея и, во-вторых, существует значительная разница в уровне сервиса предоставляемых услуг дата-центров. Соответственно, клиент выбирает того поставщика, который удовлетворит потребности его бизнеса. Максимальный рост рынка в течение следующего года составит не более 20–30%.
При оценке стоимости услуг ЦОДа необходимо понимать, какие затраты при этом несет компания. Если говорить о сети дата-центров «DataHouse» (ГК «ФИЛАНКО»), хочу отметить, что стоимость услуг вполне адекватная и доступная.
Василий Борисов,
PR-менеджер сети дата-центров «Селектел»
— Рынок услуг дата-центров в Петербурге развивается быстро. Почти все центры загружены на 90–95%. Даже с открытием Linxdatacenter ситуация не улучшится, поскольку и там первые запущенные 250 серверных шкафов уже сданы. Спрос на услуги ЦОДов сейчас серьезно опережает предложение. Стоимость услуг, как правило, зависит от постоянно дорожающего электричества. Петербургскому рынку дата-центров есть куда расти по сравнению с московским. Он еще слишком молод и игроков на нем слишком мало. Твердо уверен в его стабильном росте.