Впрочем, в Комитете по тарифам администрации Петербурга не скрывают, что горожанам платить придется все больше и больше. «Мы не сможем удержать тарифы в пределах инфляции, и если с 2012 года, к примеру, газ подорожает на 15% — тарифы все равно придется увеличивать, — заявляют там. — Однако надо учитывать, что комитет устанавливает их только для нанимателей жилья — его собственники имеют право делать это самостоятельно».
И вроде бы все правильно говорят: хочешь получать более качественную услугу — плати больше. Только вот что такое «экономически обоснованные расходы» (и, собственно, как они обоснованы), а также почему при постоянном увеличении затрат качество услуг ЖКХ все время остается прежним — непонятно. Хотя…
Тайна за семью печатями
Лично мне наша система ЖКХ уже давно напоминает очень прожорливую и вечно хнычущую компьютерную зверушку, нуждающуюся в постоянной заботе. Она никогда не спит, требует огромного внимания и почти все время ест…
А ест она часто. И много. Причем с удовольствием принимает «пищу» и от жильцов, и от государства, и от всех, кто предложит что-нибудь «вкусненькое». По оценке заместителя председателя Комитета по тарифам городской администрации Ирины Богуславской, в год только разница в тарифах на тепловую энергию, субсидируемая из бюджета Петербурга, «съедает» больше 5 млрд рублей. А частных? Не меньше. Только вот «корм» этот впрок ей что-то никак не идет. Не в коня, видимо…
По решению президента Дмитрия Медведева, до 1 июля 2012-го тарифы меняться не будут. В будущем году начнут действовать и новые правила их расчета: предполагается, что жильцы будут производить платежи, исходя из показаний общедомовых счетчиков, к которым добавят расходы на внутридомовые нужды.
Вместе с тем уже сейчас понятно, что никакой речи об их снижении даже не идет. И, скорее всего, система опять сможет их «отрегулировать» нужным образом, когда за любую коммунальную аварию в конечном счете все равно платит жилец. Ведь если из-за износа прорвало трубу и из нее вытекло море кипятка — кто-то за это все равно заплатит. И этого «кого-то», который все время оказывается крайним, мы хорошо знаем.
«Пока не будет понятной и прозрачной методики расчета тарифов — все останется по-прежнему. — уверен председатель постоянной Комиссии по промышленности, экономике и собственности ЗС Александр Ольховский. — В настоящее время это действительно тайна за семью печатями: никто точно не знает, как эти тарифы устанавливают».
По его мнению, именно по этой причине даже установка приборов учета не приводит к экономии: система успевает так «отрегулировать» тарифы, что ее доходы не только не снижаются, но продолжают расти. Поэтому депутат склонен настаивать на усилении роли государства. «Пока на рынке ЖКХ нет реальной конкуренции и избытка ресурсов, государство должно взять на себя право регулировать тарифы и тщательно следить за тем, как они устанавливаются», — уверен он.
Вопрос спорный, но факт: попытки реформировать систему ЖКХ практически ни к чему не приводят. Много ли мы знаем частных компаний? В основном только те, которые, громко заявив о начале своей деятельности, благополучно почили в бозе… И любой, кто имеет мало-мальски ясное представление о ЖКХ, знает, что изменилось в ней, несмотря на переименование ЖЭКов в «Жилкомсервисы», мало.
По словам председателя Совета Ассоциации управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере Евгения Пургина, 80% управляющих компаний в сфере городского ЖКХ зависят от местной администрации: если частная фирма хочет прийти в район, она должна «наладить отношения» с конкретным чиновником. «При таком положении никакой конкуренции и, следовательно, качественных услуг в сфере ЖКХ не будет, — считает он. — И пока государство за счет бюджетных средств будет содержать отрасль — не исчезнет и коррупция».
Не согласиться с тем, что пока не будет прозрачности в установке тарифов, все усилия вообще могут быть тщетными, нельзя. Ведь на самом деле никто не может внятно объяснить, почему с начала этого года холодная вода вдруг стала дороже сразу на 20%. Не на 16, 18 или 19, а именно на 20%. Может быть, ее стали завозить из Финляндии, которая славится чистотой жидкости, текущей из водопровода?
Хотя попытки объяснить, откуда растут «ноги» у петербургских тарифов есть. Причем вполне удачные.
Мороз круглый год
«Мы все время слышим, что в сфере ЖКХ не хватает законодательной базы, которая позволила бы ей успешно работать, — констатирует Игорь Михайлов, член правления СРО «Оккервиль». — Это ложь. Законов нам вполне хватает. Только если их действительно исполнять, а не подменять установленные ими нормы самовольным администрированием со стороны разного калибра чиновников».
Председатель этой же СРО Елена Панина убеждена, что основная проблема является следствием того, что, вопреки имеющемуся законодательству, жилец (как наниматель, так и собственник) получает услуги ЖКХ не напрямую, а через посредника. «Поскольку нет договоров с жильцом, у него нет возможности и отстаивать свои права в спорах с поставщиками услуг, — считает она. — В результате экономические интересы граждан в этом вопросе никак не защищены».
А то, как они «раздевают» жильцов, а заодно с ними и управляющие жильем организации, специалисты показывают не на словах, а на деле. На примере конкретного дома на Ириновском проспекте, которому только за тепло ГУП ТЭК выставил счет на более чем 23 млн рублей. За несколько лет. Однако, благодаря скрупулезным подсчетам, «вдруг» выяснилось, что только по тарифам превышение в этом конкретном случае за последние 3 года составило… 36,7%. И в результате долгих судебных разбирательств долг с 23 млн удалось снизить до 9 млн рублей.
Посмотрите в собственную розовую квитанцию от ВЦКП. И в графе о размере оплаты за отопление увидите сумму — 1,05 тыс. рублей. Я посмотрела в июльскую — точно такая. Только вот в таблице, которую представили эксперты из «Оккервиля», знающие толк в этом деле, такой тариф за отопление соответствует температуре окружающего воздуха в… –26 по Цельсию.
То есть тариф по этой части (а он принимается один раз и действует целый год) рассчитан по средней температуре в –26 градусов, тогда как в Петербурге этот показатель обычно составляет минус 1–2 градуса. А при такой температуре, по данным «Оккервиля», тариф должен быть равен всего 40 рублям, а не тысяче.
А вода? В квитанции, помимо данных квартирного счетчика, присутствует «мелкая» строчка. Она гласит, что каждый месяц производится корректировка этих сведений с учетом коэффициента расхода по общедомовому прибору, показания с которого снимает представитель УК.
Это означает, что если в какой-то другой точке моего дома счастливо квартируют 15 гастарбайтеров, а зарегистрирован один жилец, то я плачу и за них. И за старую трубу, которую прорвало. И за незакрытый кран… И плюс 20% к моему честному расходу — это еще хорошо.
Любой, даже не очень сильный в физике человек понимает: когда окружающий воздух теплее, на производство горячей воды для отопления ресурсов нужно меньше. Меньше расходов — ниже тариф. Но это обычная, «обывательская» арифметика. В системе ЖКХ она не работает: ее «аппетит» вместе с тарифами все время растет…
Вещь сама в себе
Ситуацию больше всего усугубляет то, что имеющееся законодательство, регулирующее деятельность ЖКХ, попросту не исполняется — его до сих пор заменяет воля местных чиновников.
— И 123-й ФЗ, и постановление правительства №354 не идеальны: в них есть немало пунктов, которые очень не нравятся руководителям ТСЖ и других подобных организаций, — констатирует Игорь Михайлов. — Но вместе с тем, будучи исполнены в полном соответствии с их буквой, они действительно позволяют гражданину реализовать свои права в сфере ЖКХ.
Однако нынешнее положение дел в сфере ЖКХ — только «цветочки». 31 декабря 2012 года федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ, распоряжающийся огромными средствами, будет упразднен. Плох он или хорош, но сейчас именно он выделяет значительную часть денег на капитальный ремонт зданий. Кроме него, 5% стоимости работ вскладчину финансируют жильцы, а оставшееся обычно оплачивает бюджет Петербурга. С 2013-го федеральных денег уже не будет. Как вы думаете, кто их возместит?
Система, рассчитанная на минус 26, делать этого явно не будет — ей невыгодно. А нам?
СПРАВКА
На начало 2011 года в Петербурге зарегистрировано чуть больше 22,2 тыс. домов, которые принято относить к жилым (включая как многоквартирные, так и общежития): их общая площадь составляет около 112 млн кв. метров.
По данным начальника управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями (УК) Жилищного комитета Дениса Шабурова, структура петербургского ЖКХ такова. Более чем 81% жилья управляют специализированные организации (те самые УК), коммунальной жизнью 18,5% домов распоряжаются ТСЖ, ЖСК и другие подобные структуры, а в 7-ми выбран вариант непосредственного управления. Что касается УК, то среди них есть как полностью частные, со смешанным капиталом, а также целиком городские. И хотя в количественном отношении частных компаний больше (примерно две трети), последние управляют более чем 50% жилого фонда.