Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

У мусора в плену - ЭиВ N 31 (806)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Инфраструктура
У мусора в плену
No. 31 (806) 10.10.2011
Наталия Громова
Сегодня мусорные свалки, по данным Национального тарного союза, занимают около 400 га территории Петербурга. При этом они на 30% состоят из тары и упаковки. В городе, претендующем на европейский лоск, лишь 10–15% тары направляется на переработку. В европейских странах перерабатывается около 80% тары
Нельзя утверждать, что такое положение безразлично властям Петербурга. Попытки начать наступление на мусор предпринимались неоднократно, но ощутимых результатов не приносили. Программы борьбы с бытовыми и промышленными отходами сменяли одна другую, но ни одна из них до конца не доводилась.

Аналогичная судьба оказалась и у одного из последних вариантов долгосрочной целевой инвестиционной программы обращения с твердыми и промышленными отходами на 2012–2020 годы. Весной 2011-го созданный в правительстве города вариант анонсировали как оптимальный, но сегодня его же представители признают, что Смольный отказывается от прежней версии целевой программы. Буквально в течение месяца власти планируют пересмотреть технологические и финансовые параметры программы, определиться со строительством новых мощностей.

Как заявил на «круглом столе» в Агентстве Бизнес Новостей начальник отдела развития и инвестиционных проектов Комитета по благоустройству Администрации Петербурга Денис Завьялов, новая версия долгосрочной целевой программы обращения с отходами на 2012–2020 годы будет представлена в Законодательное собрание города до 1 ноября, но к обсуждению она еще не готова. В свою очередь, депутатам ЗС Петербурга рекомендовано подготовить законодательную инициативу по принятию федерального закона об ответственности производителей за утилизацию тары и упаковки.


Дайте точку опоры!

Сегодня в законодательстве принцип ответственности производителя (импортера) за утилизацию товаров, потерявших потребительские свойства, отсутствует, и понятно, что эту проблему нельзя решить только на уровне субъекта РФ. Есть и другие препятствия развитию сектора вторичных ресурсов и, как следствие, реализации политики ресурсосбережения. В частности, из-за того, что тариф на переработку отходов в 3 с лишним раза превышал тариф на их захоронение, вывоз отходов на мусороперерабатывающие предприятия становился невыгодным; в результате, 73% отходов вывозили на полигоны. На развитие переработки также негативно влияет и то, что утилизация отходов не является отдельной коммунальной услугой, хотя по действующим нормативам в составе коммунальных платежей заложены средства на утилизацию 30% отходов.

Обсуждая проблему, петербургские парламентарии приняли ряд рекомендаций. Правительству РФ депутаты предложили разработать государственную целевую программу развития сектора вторичных ресурсов; определить структуру, ответственную за выполнение норм утилизации (включая переработку) тароупаковочных отходов.

Депутатам Госдумы их коллеги из Петербурга рекомендовали внести поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», предусмотрев: нормы переработки во вторичные ресурсы отходов тары и упаковки по материалам (стекло, пластик, дерево, металл, и т.д.); нормы, регламентирующие ответственность производителя (импортера) товара за его последующую утилизацию. Необходимо также внести поправки в Налоговый кодекс РФ — для создания экономических стимулов использования продукции из вторичного сырья, а также поправки в Жилищный кодекс, выделив в частности в ст. 154 утилизацию отходов в качестве коммунальной услуги.

Правительству Петербурга депутаты ЗС рекомендовали поддержать развитие предприятий по переработке отходов; стимулировать производство продукции из вторичных ресурсов через систему городского заказа; разработать меры поддержки производства биоразлагаемой тары и упаковки. В целях противодействия нелегальному обороту вторичного сырья, в том числе, бывшей в употреблении тары и упаковки, необходимо создать условия для развития современной сети пунктов сбора вторичного сырья, определить требования к размещению и деятельности пунктов.


Отходы обещают пересчитать

В Петербурге разрабатывается автоматизированная информационная система обращения с отходами (АИС). В ней будут собираться данные обо всех образуемых в городе отходах, чтобы контролировать их утилизацию, а также продавать собранный мусор на бирже (в составе АИС предусмотрена электронная биржа отходов). Туда будут поступать данные об объемах образовавшихся твердых бытовых отходов (ТБО), разнообразная информация для тех, кто заинтересован в покупке и продаже ТБО. Разработка системы, как сообщает портал «Restate.ru», должна завершиться к концу 2011 года.

Эксперты утверждают, что пока за нарушение экологических норм не введут уголовную ответственность, проблему не решить. Предприниматели же считают, что только силами бизнеса задачу переработки отходов не осилить, нужна работающая система обращения с отходами. Но изменения в федеральном законодательстве по работе с отходами бизнес и власти ждут уже более восьми лет. Ответственность производителя за последующую утилизацию товара должна стать хорошим экономическим стимулом для развития отрасли, поскольку в цену будут закладываться затраты на переработку. В законопроекте предусматривается, что полномочия по обращению с отходами будут переданы на уровень субъектов РФ — у муниципалитетов на это часто не хватает денег.

На законодательном уровне, считают эксперты отрасли, давно уже пора разработать технический регламент по упаковке товаров с обязательным требованием указывать ее состав, как это сейчас делается на пакетах с молоком и соком.


Мусор — в соседнюю избу

В этой сфере есть и проблемы взаимодействия двух соседних субъектов Федерации — Петербурга и Ленинградской области. Сегодня почти весь городской мусор — а это, как минимум, 2 млн тонн или 8-10 млн кубометров в год (хотя, по некоторым оценкам, эта цифра значительно больше) — выво-зится на территорию области. В летний период горожане, находясь на дачах, добавляют к этому еще сотни тысяч тонн отходов.

Сейчас на территории Ленинградской области расположено 17 полигонов твердых бытовых отходов, из которых 7 используются полностью для нужд Петербурга. Но при этом к 2014 году два крупнейших полигона ТБО (в Новоселках и на Волхонке) должны быть закрыты, поскольку истекает срок их эксплуатации. Это означает, что возможности вывоза мусора из Петербурга в Ленобласть будут резко ограничены.

Правда, по оптимистичным планам чиновников, в ближайшие несколько лет в Петербурге будут перерабатываться все производимые отходы. Но для этого нужно в 5–6 раз увеличить мощности мусороперерабатывающих предприятий — сегодня они составляют лишь 360‑400 тысяч тонн. В планах — строительство нескольких перерабатывающих заводов. Но где и кем они будут построены, как будет обеспечена их полная загрузка — ясности в этом вопросе пока нет.

Против возведения новых мусороперерабатывающих заводов выступают экологи. По их мнению, два действующих завода загружены не более чем на 30%. Решение проблемы эксперты видят в раздельном сборе отходов, сор-тировке с последующей обработкой фракций, компостировании и прессовании остатков. Это позволит снизить объемы отходов примерно до 10% от первичного объема и значительно снизит вред экологии. Однако для внедрения такой системы нужна активная технологическая подготовка и разъяснительная работа с населением.


МНЕНИЯ

Нур Рысбаев,
разработчик программного обеспечения для контроля за ТБО, установленного в 2009–2010 гг. на СПб ГУП «Завод МПБО-2» в поселке Янино и полигоне «Новоселки»


— Загрузка мусороперерабатывающих заводов в поселке Янино и на Волхонском шоссе составляет в среднем не более 60%. В основном проблема связана с тем, что перевозчикам выгоднее было вывозить отходы на полигон для захоронения по действовавшей на середину 2011 года цене 371,21 руб. за тонну без НДС, а не на переработку по цене 1217,11 руб. за тонну без НДС. Такое соотношение делало совершенно невыгодным использование мусороперерабатывающих заводов в городе, но такова политика Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, который совершенно оторван от жизни.

Население явно переплачивает за вывоз и утилизацию бытовых отходов. Это видно на примере одной из петербургских компаний. Стоимость вывоза 1 кубометра мусора этой компанией составляет 389,40 руб. (1 кубометр мусора весит около 0,5 тонны при использовании современного прессующего отходы транспорта). Итого получается, что за вывоз 1 тонны ТБО население оплачивает около 800 руб. Поэтому совершенно очевидно, куда перевозчику выгоднее везти отходы.

Что касается самого крупного в Петербурге перевозчика ТБО (400 единиц специализированного автотранспорта), то он имеет свой полигон в пос. Новый Свет Гатчинского района. Ему везти отходы на мусороперерабатывающие заводы Петербурга совсем смысла нет. Получается, что при отсутствии полной загрузки уже имеющихся мусороперерабатывающих заводов города, при отсутствии внятной тарифной политики Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, строить еще один, а уж тем более несколько заводов по переработке ТБО бессмысленно, это пустая трата денег или еще один «распил». Его мощности не будут полностью загружены.

В части повышения качества утилизации ТБО, население, конечно же, может ожидать повышения тарифов. Но если рассмотреть ситуацию с позиций Гражданского Кодекса РФ, то деятельность мусороперерабатывающих заводов незаконна, так как нет факта отчуждения бытовых отходов у населения.

Что это означает? Гражданин, приобретая упаковку, а именно она является основной составляющей мусора, платит за нее деньги и является ее собственником. По статье ЖКХ «Вывоз ТБО», гражданин поручает перевозчику везти отходы неизвестно куда, просто вывезти — в лес или куда еше перевозчик пожелает. Если перевозчик доставляет ТБО от гражданина на мусороперерабатывающий завод, то он передает не принадлежащее ему имущество третьему лицу, из чего третье лицо извлекает прибыль в виде продажи вторичного сырья. Ну а то, что мусороперерабатывающий завод работает в убыток, так это проблема самого завода. Такой вот менеджмент в управлении ТБО в городе.

Для изменения ситуации, как мне кажется, мусороперерабатывающий завод должен напрямую заключать договора с ТСЖ и Управляющими компаниями на утилизацию и переработку отходов. Мусороперерабатывающий завод также должен заключать договора с перевозчиками на транспортировку отходов, либо развивать свою транспортную инфраструктуру. При заключении договоров с ТСЖ и Управляющими компаниями — предоставлять преференции за раздельный сбор мусора в виде отказа взимания платы за утилизацию ТБО. Что-то вроде размещения мусора по разноцветным пакетикам. Как в Европе. Активнее пропагандировать использование диспоузеров или измельчителей отходов и наладить их выпуск в Петербурге, чтобы дешевле стоили.
При таком методе количество вывозимых твердых бытовых отходов может реально снизиться на 25%, так как именно эта доля приходится на органические бытовые отходы.

Но все это маловероятно, так как перевозчикам выгодна ситуация, сложившаяся в городе на настоящий момент.
Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Инфраструктура
10.10.11Власти свалкам — не помеха
Отсутствие до сих пор у властей Петербурга четкой стратегии в сфере сбора и переработки твердых бытовых и промышленных отходов приводит к неопределенности в бизнес-планах компаний, работающих на этом рынке
10.10.11Лабиринт вариантов борьбы с отходами
Концепцию «Долгосрочной целевой инвестиционной программы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Санкт-Петербурге на 2012-2020 годы» рассмотрели в петербургском парламенте на заседании комиссии по санитарно-эпидемиологическому благополучию и экологической защите населения
29.11.10НОВОСТИ
29.11.10Акценты складской недвижимости
Рынок складской недвижимости медленно прощается с низким спросом. По прогнозам аналитиков, к концу 2011-го или в 2012 году спрос вернется на докризисный уровень. Через пару лет спрос может превысить предложение. Но тогда рынок может столкнуться с дефицитом качественных помещений, снижение арендных ставок на которые до конца текущего года не ожидается
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru