В том, что инновационные компании развиваются, несомненно, свою роль играют финансовые институты. Но пока в России говорить об их мощной поддержке инновационного бизнеса рано, особенноесли речь идет о таких передовых финансовых технологиях, как IPO и закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФы).
Публичное размещение акций небольших компаний на ММВБ стало возможно с 2007 года. Тогда на бирже появился для них специальный сектор. В 2009-м совместно с государственной корпорацией Роснано биржа сектор переформатировала в площадку для инновационных компаний (Рынок Инноваций и Инвестиций -РИИ). Сегодня на РИИ уже присутствует 19 компаний. Только в этом году 6 из них провели IPO. Упреки по поводу количества участников представители биржи считают несостоятельными.
— Важно не количество, а прецедент. Компании, которые выходят на торги, получают финансирование. Вслед за ними придут другие. Темпы ускоряются. Стоит напомнить, что в Лондоне на LSE первые 10 лет вообще ничего не происходило. Эволюционным путем идем и мы. Пусть будет меньше, но качественно, — прокомментировал ситуацию вице-президент ММВБ Геннадий Марголит.
Выход на IPO не гарантирует инвестиции
На лондонской LSE, к слову сказать, давно компании из России не проводили IPO, наоборот, здесь отмечается выбывание российских фирм из списка листинга, что объясняется слабым интересом инвесторов, значительными затратами на выход и поддержку. На ММВБ ликвидность заметно выше, меньше издержки для эмитентов. Но есть и свои минусы.
Об этом напомнили участники «круглого стола». Многих не устраивает то, что после IPO котировки при вторичном обращении акций падают. Так, петербургская компания ОАО «Фармсинтез», на РИИ ММВБ 24 ноября 2010 года на IPO продала акции по цене 24 руб. Сегодня котировки опустились до 18 руб. за акцию. Снижение, как правило, наблюдается после того, как уходят маркет-мейкеры, поддерживающие котировки. Выражаясь спортивным языком, инвесторы эстафету, к сожалению, не подхватывают.
Причины этого неприятного явления, по мнению многих участников процесса IPO, довольно банальные. Во-первых, не хватает профессиональных, разбирающихся в нюансах отрасли инвесторов; во-вторых, есть информационный провал в отношении деятельности эмитента после IPO. Аналитики работу небольших компаний не отслеживают. В итоге получается диссонанс: показатели работы растут, а цены на акции идут вниз.
Нехватка квалифицированных инвесторов, способных уловить суть бизнеса и строящих оценки на основе фундаментального исследования финансовых показателей компании-эмитента, становится поводом для притока спекулятивного капитала. А это, в свою очередь, приводит к не-устойчивости курса акций на бирже. Рецепт, как решить проблему, на ММВБ, в принципе, знают. Необходимо время, чтобы довести дело до конца.
О чем идет речь? В беседе с вашим корреспондентом Геннадий Марголит сообщил, что сейчас проводится нечто вроде социологического опроса, совместно с независимым аналитическим агентством, разных категорий инвесторов, профессиональных посредников. «На этой базе будем думать, что предпринять? То ли провести маркетинговые мероприятия, стимулировать аналитику, инструменты PR, а может быть, расширить базу инвесторов, в том числе за счет среднего класса. Во всем мире эта категория инвесторов активно участвует в торгах, а у нас она малочисленна», — рассказал вице-президент ММВБ. На бирже также думают, как организовать аутсорсинг некоторых функций в помощь небольшим инновационным компаниям. Бросил г-н Марголит камень и в огород эмитентов. По его мнению, цены акций на IPO завышаются. В «народных» IPO это ощущалось особенно болезненно.
Инвесторы — люди разборчивые
Перспективной формой финансирования можно считать ЗПИФы. Пока мы больше знаем ЗПИФы в сфере недвижимости. В инновационной сфере они только-только появляются. Например, УК «Доходъ» в 2010-м сформировала первый в России ЗПИФ, ориентированный на венчурное инвестирование на посевной стадии — фонд особо рисковых венчурных инвестиций. Средства вкладываются в компании, работающие в IT-технологиях, биофармацевтике, робототехнике, энергосебережении…
Недавно появилась информация о том, что двухсторонние котировки ЗПИФ «Финам-Информационные технологии» на площадках биржи РТС (RTS Classica и T+0) будет поддерживать компания «Финам». Сначала фонд ориентировался на широкий круг инвесторов. Его паи продают на ММВБ. Как прокомментировал последние события генеральный директор компании ООО «Ук «Бин Финам Групп» Алексей Гарюнов (компания создала этот фонд), на Западе на фоне IPO у институциональных инвесторов появился интерес к российским интернет-компаниям. А такие компании традиционно работают на РТС.
Начальник управления проектов ЗПИФов ООО «УК «Балтинвест» Александр Буга, делясь опытом работы с инновационными проектами, отметил, что среди них много незрелых проектов. «Да и в самих УК нередко не хватает хороших финансистов и юристов», — посетовал он.
Другие финансовые инструменты, как-то кредиты, фонды прямого инвестирования доступны в большей степени крупным компаниям. Правда, представитель Роснано заверил, что даже дорогие кредиты (у них ставка выше, чем в банках) берут средние по размерам компании. Опросив же ряд компаний, которые демонстрировали свою продукцию на форуме, автор этих строк пришла к выводу, что IPO для них — дорогое удовольствие. Такие компании берут чаще кредиты или вкладывают собственные средства в развитие. ЗПИФЫ они вообще считают экзотикой.
Например, ООО «Второе дыхание» (город Челябинск) выпускает антисмоговые маски. Они при любой погоде поддерживают комнатную температуру. В Петербурге их продают через сеть военных магазинов.
Сегодня продукция пользуется спросом, поскольку не имеет аналогов. Компания развивается за счет продаж. А на первом этапе автор разработки вкладывал свои деньги. В ближайшее время начнется экспорт продукции ООО «Второе дыхание» за рубеж. Конечно, в компании рассчитывают, что таким образом удастся привлечь и иностранных инвесторов.
|