Российская статистика могла бы прибавить себе еще 9 лет, поскольку письменная отчетность министерств и губерний была введена в 1802 году. Но орган, непосредственно управлявший сбором данных, был учрежден 20 марта 1811 года. Таким органом стало статистическое отделение при министерстве полиции, а его первым главой был назначен Карл Федорович Герман, ученый-экономист, профессор Петербургского педагогического института. Он руководил отделением почти четверть века.
С годами отделение трансформировалось в комитет Министерства внутренних дел и оставалось в этом основном надзорном ведомстве царской России до Октябрьской революции 1917 года. При этом очень существенной вехой в развитии российской статистики нужно считать 1834 год, когда были созданы губернские статистические комитеты.
В первые десятилетия своего существования российская статистика была довольно скромным по своим размерам государственным институтом. Так, весь штат Центрального Статистического комитета при Министерстве внутренних дел насчитывал в 1863 году лишь 15 человек. Но постепенно статистические наблюдения становились все более востребованными, ряды статистиков и их помощников росли, и в 1897 году была успешно проведена первая всеобщая перепись населения России. С учетом технических возможностей той поры можно наглядно представить себе трудоемкость обработки собранных со всей огромной страны данных.
В первые годы Советской власти с помощью органов статистики проводится масса специально организованных переписей и обследований, впервые создается баланс народного хозяйства страны. Статистика была остро востребована и в годы Великой Отечественной войны для оперативного решения задач по учету трудовых и материальных ресурсов, по контролю за перемещением и развитием производств в восточных районах СССР.
В советский период Центральное статистическое управление долгое время остается структурным подразделением Госплана СССР, а после Великой Отечественной войны переходит в ведение Совета Министров СССР. Практически близкое к своему нынешнему название (Госкомстат СССР) управление статистики получает в 1987 году.
Но советская статистика 20 лет назад вслед за распадом СССР разделяется на национальные структуры, тем самым открывая еще один период в истории государственной статистики в России.
Говорят, что с прошлым надо расставаться, смеясь, и, видимо, следуя этому правилу, нынешний руководитель Росстата Александр Суринов на юбилейной конференции, прошедшей в Петербурге, вспоминал, как в ЦК КПСС серьезные мужи ставили статистикам задачу измерить расстояние от Земли до Луны в выпущенной народным хозяйством обуви: сколько раз уложатся ботинки туда и обратно. И шел спор о том, учитывать ли женскую, детскую обувь отдельно или все вместе, и как ставить туфли — парами или по одной.
Сегодня статистиков не заставляют упражняться в подобных исследованиях, но есть немало других казусов, наглядно отражающих проблемы современной статистической службы. О них, в частности, напомнил на той же юбилейной конференции вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас. В силу того, что значительное количество материалов собирается в рамках министерств и ведомств и не проходит через органы статистики, в каком-нибудь субъекте РФ может получиться так, что по разным учетам собранные налоги в 1,5 раза превышают объем валового регионального продукта, а показанный в учете налог на прибыль оказывается больше самой прибыли.
Как считает глава Петростата Олег Никифоров, преодолеть эти явные казусы в статистике можно только при условии передачи координирующих функций по сбору всех статистических материалов в руки одной службы, и Росстату на роду написано быть такой структурой.
Как специалист, много лет отдавший становлению петербургской статистической службы, Олег Никифоров выступает за укрепление триединой базы статистики, складывающейся из муниципального, регионального и федерального уровня информации. По его убеждению, в ближайшее время необходимо чаще обращаться к проведению региональных статистических исследований для анализа и более точного раскрытия социально-экономических проблем регионов. Росстат мог бы и в этом случае выполнять функцию координирующего центра.
Один из важнейших аспектов — установление доверительного контакта статорганов с предприятиями и организациями. Речь идет об упрощении заполнения статистических форм и отчетов. Представитель компании «Балтика» на одной из встреч привел петербургским статистикам пример, что для составления отчетов по запрашиваемым показателям трудозатраты составляют 593 человекодня. В Швеции же, например, все текущие показатели деятельности предприятия, которыми постоянно оперируют его финансовые службы, легко переносятся на форматы статистической отчетности.
«Поэтому нам нужно упрощать взаимодействие с предприятиями путем унификации форм статотчетности, — подчеркнул глава Петростата. — И одновременно думать о таких статисследованиях, которые могли бы приносить максимальную практическую пользу бизнес-сообществу».
Такая нацеленность на востребованность своей деятельности не только органами власти, но и бизнесом — похвальная примета современной статистической службы.
Редакция нашей газеты стремится постоянно использовать данные статистики для подтверждения аналитических материалов и выводов журналистов и экспертов. И поэтому, поздравляя работников системы государственной статистики с юбилеем, мы не скрываем своей прагматической заинтересованности в качественных результатах их деятельности. |