Исследования компании WorkLine Research показали, что структура отечественного рынка кондитерских изделий выглядит следующим образом: около 10% в натуральном выражении приходится на импорт, остальное принадлежит российским производителям, при этом на рынке действует примерно одинаковое количество крупных игроков и небольших фабрик.
Сладкие ряды
Все участники исследования WorkLine Research заявили, что еще два года назад их компании пересмотрели свои ассортиментные портфели, в частности, снизили долю продукции премиального сегмента. Как показал опрос, федеральные представители розничного рынка хотят видеть в своем ассортиментном ряду более дешевые продукты или сменить рынки сбыта, привлекать других поставщиков. Перспективы развития ассортимента эксперты видят в создании новых вкусовых сочетаний, в изменении объемов упаковки для индивидуального и «семейного» потребления, в создании более сложных продуктов. Компании-дистрибьюторы не стремятся к специализации на отдельных товарных категориях и производителях, а поддерживают максимально полную ассортиментную линейку, в которой наряду с основными, «локомотивными», позициями присутствуют и «поддерживающие», заказываемые в небольших объемах.
Прирост отечественного кондитерского рынка в 2010 г. составил 7,5% (до 3051 тыс. тонн). Об этом сказал президент Ассоциации кондитерских предприятий России (АСКОНД) Сергей Носенко на конференции «Рынок сахара СНГ 2011: реализации и перспективы», сообщает РБК. По словам эксперта, в 2010 году кондитерской промышленности удалось преодолеть отставание, допущенное годом ранее. Сергей Носенко предостерег производителей сахара от резкого повышения цен, отметив, что если цена тонны сахара на мировом рынке превысит $1 тыс., то есть поднимется примерно на 30%, то кондитерская отрасль будет вынуждена резко снижать объемы производства и использовать заменители сахара. Сегодня заменители используются в основном для производства диабетических сортов кондитерских изделий.
В числе основных поставщиков кондитерских изделий на российский рынок Сергей Носенко назвал Украину, на долю которой пришлось 50,2% в общем объеме импорта кондитерских изделий в России. Глава АСКОНД сообщил, что страны Таможенного союза в 2010-м произвели 3,481 млн тонн кондитерских изделий против 3,299 млн тонн в 2009 году.
Есть все!
Даже «птичье молоко»!
Потребление кондитерских изделий в РФ в 2010 году увеличилось на 34% и достигло 21,5 кг на человека в год. Эксперты характеризуют этот рынок как сформированный и близкий к насыщению, поэтому выход на него нового игрока будет непростым.
По объемам потребления кондитерских изделий исследователи первое место отдают Москве, затем идет Петербург, а на третьем месте — Екатеринбург. Сейчас, по мнению экспертов, идет передел рынка между крупными компаниями. Мелким производителям сложно конкурировать с ведущими игроками, и они будут вынуждены уходить в особые ниши и предлагать рынку эксклюзивный и очень качественный ассортимент. Специалисты считают, что оптовики чувствуют себя лучше, чем производители.
По оценкам Intesco Research Group, в 2010 году доля зарубежной мучной кондитерской продукции на рынке возросла на 0,4% и составила 3,3%. Тенденция роста доли импортной продукции сохранится до начала 2012 года.
По данным обзора Intesco Research Group, в 2010 году объем российского рынка мучных кондитерских изделий составил 1,38 млн тонн. К концу 2011 года, по прогнозам, прирост составит 20 тыс. тонн. На долю отечественных производителей сейчас приходится около 17% рынка в натуральном выражении, из них 3,5% — доля ООО «Чипита Санкт-Петербург». Рынок мучных кондитерских изделий разделен на пакетированные и развесные изделия. Одной из тенденций последних нескольких лет эксперты считают стремление производителей увеличивать продажи фасованной продукции.
Предприятиями Петербурга было выпущено свыше 6,5% российских тортов и пирожных, 8% пряников и коврижек. В Северной столице производится около трети от российского производства кексов, ромовых баб и рулетов, 11,4% приходится на Вологодскую область. Лидером производства галет и крекеров является Псковская область, где выпускают десятую часть всей такой продукции в России.
Основными странами назначения российских поставок мучных кондитерских изделий являются Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Украина, Монголия и Киргизия. При этом на Казахстан приходится более половины всего российского экспорта.
МНЕНИЯ
Светлана Коронелли,
руководитель отдела маркетинга и рекламы ЗАО «КАРАТ ПЛЮС»
— Я бы не назвала рынок кондитерских изделий перенасыщенным, просто на данный момент идет формирование рынка. Чем отчетливее прослеживаются основные игроки, тем жестче их конкуренция. Тем не менее, сейчас рынок тортов — это рынок товаров, а не брендов. Потребители плохо знают марки и выбирают товар по интересующему их типу и внешнему виду. Немаловажной является ярко выраженная сезонность спроса на данную группу продукции. Продажи на Новый год и 8-е марта растут в 5–7 раз, а после майских праздников падают на 30–40%. Исследования показывают, что в городах-миллионниках потребление кремовой продукции несколько выше, чем в среднем по России. Культура потребления сладкого в Петербурге более сформирована, наших покупателей не так просто удивить. Видимо, это связано, в первую очередь, с достаточно высоким уровнем жизни и большой долей жителей, выезжающих в европейские страны.
Наталья Лапеко,
заместитель начальника управления промышленности и агропромышленного комплекса КЭРППиТ Администрации Петербурга
— Производство в кондитерской отрасли в натуральном выражении в 2010-м увеличилось на 3%. Рост был обеспечен за счет увеличения производства мучных кондитерских изделий; производство сахаристых кондитерских изделий не достигло докризисного уровня. Однако в 2011 году в этом сегменте наметилось значительное оживление.
В соответствии с «Программой инновационно-технологического развития промышленности Петербурга на 2009–2011 гг.», КЭРППиТ при участии производителей кондитерской продукции города проводит Фестиваль «День сладкоежки». Мероприятие направлено на поддержку отечественных производителей, продвижение производителей пищевой продукции Петербурга на потребительский рынок, пропаганду здорового образа жизни, обеспечение досуга детей и их родителей. В 2011 году Фестиваль будет проводиться пятый раз.
Вадим Тер-Исраелян,
генеральный директор «Оркла Брендс Россия» (Фабрика имени Н.К. Крупской, КО «Сладко»)
— Согласно аналитическим прогнозам, в 2011 году на кондитерском рынке ожидается стабилизация ситуации в связи с улучшением макроэкономических показателей, однако на докризисный уровень рынок выйдет не ранее чем через 3–5 лет. Основной тенденцией на период 2011–2013 гг. станет дальнейшая консолидация кондитерской отрасли и укрупнение основных игроков сетевой розницы, что приведет к росту доли крупных производителей и вытеснению мелких игроков.
Рост цен на все виды сырья и упаковки является одной из основных «болевых точек» кондитерского рынка. Так, за 2010 год цены на сырье выросли в среднем на 20–30%, и на 2011-й многие эксперты прогнозируют дальнейшее удорожание основных видов сырья и упаковки.
Алексей Шишов,
генеральный директор ООО ПФ АВАНГАРД
— Рынок кондитерских изделий серьезно изменился с 2009 года: резко сократилось потребление кондитерских изделий среднего ценового сегмента; увеличилось потребление продукции в низком ценовом сегменте, премиум-сегмент остался на прежнем уровне. Кроме того, снизился средний потребительский чек по кондитерской группе товаров.
На текущий момент рынок не перенасыщен, он плохо структурирован. Тенденции кондитерского рынка Северной столицы схожи с общероссийскими. Никакой специфики петербургского рынка нет — это миф.