Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Продукты не в моде - ЭиВ N 17 (799)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Рынок труда
Продукты не в моде
No. 17 (799) 16.05.2011
Артем Владимиров
Ритейл на подъеме: покупательная способность населения растет, и торговые сети вновь начали охоту на перспективных специалистов. Однако работу линейным сотрудником в продуктовой сети многие уже считают непривлекательной
Поэтому продавцы, кассиры и администраторы нередко стараются перейти в непродуктовый ритейл (например, в сектор fashion), а наиболее успешные из них затем могут рассчитывать и на миграцию в административный штат компаний.


Качество проигрывает

HR-менеджеры сетуют на нехватку качественных кадров практически на все должностные позиции.

По данным компании HeadHunter на конец февраля 2011 года, вход новых вакансий в сфере ритейл составляет лишь 56% от показателей августа 2008-го. Количество новых резюме, напротив, растет, но профицит специалистов лишь номинальный, так как общий объем предложения на рынке труда существенно снизился.

Службы по работе с персоналом вынуждены обращаться к альтернативным кадровым резервам — работникам из других городов СЗФО, стран ближнего зарубежья и СНГ. Как признаются некоторые кадровики, скоро они будут вынуждены брать в штат сотрудников со знанием таджикского языка… За время кризиса произошел массовый отток иногородних сотрудников: жизнь в большом городе стала не по карману тем, кто остался без работы. Сейчас компании снова стараются привлекать персонал из Пскова, Новгорода, Выборга и Петрозаводска, однако HR-специалисты жалуются, что на рынке не хватает рекрутинговых компаний, которые целенаправленно занимались бы этим сегментом.

Продуктовые ритейлеры и сети общепита идут по пути привлечения временного персонала без оформления в штат. Чаще всего это студенты, которым удобно работать по 4 часа в день в самое «горячее» для розничных точек время (с 17.00 до 21.00). Но такой вариант подходит не всем: ювелирные сети, в которых высок уровень материальной ответственности, доверить товар случайным людям не могут.


Зарплаты отстают

Ситуация с заработными платами сложная: работодатели все еще не готовы платить столько же, сколько платили до кризиса.

В связи с тем, что в розничном секторе возможности увеличения фонда оплаты труда, как правило, ограничены или вообще отсутствуют, на первый план выходит нематериальная мотивация. Многие торговые сети делают ставку на градацию персонала по нескольким категориям и соответствующее изменение размера компенсации внутри нее. Так, продавцы-консультанты могут делиться на наставников (способных обучать новых сотрудников), специалистов и новичков. «Звезды» и высококвалифицированные сотрудники получают гораздо больше, чем их менее эффективные коллеги. Компании, активно развивающие региональные сети, в качестве дополнительной мотивации могут предлагать новым сотрудникам и перспективы быстрого карьерного роста: большинство ритейлеров предпочитает «выращивать» внутренних кандидатов на управленческие позиции.


И от «бабушки» ушел

Еще одна распространенная в ритейле проблема — миграция персонала внутри сегмента между конкурирующими сетями.

Причем мнения самих HR-спе­ци­алистов относительно повторного приема на работу однажды ушедших сотрудников разнятся. Некоторые полагают, что ушедшие в другую компанию, но не прижившиеся там и вернувшиеся сотрудники лояльнее, так как уже осознанно и надолго возвращаются к предыдущему работодателю. А пример «возвращенцев» может положительно влиять на тех, кто еще только смотрит «налево». Часто возвращение бывших сотрудников обоснованно экономически: они не требуют затрат на обучение и вхождение в должность.

Однако есть и менеджеры, которые считают: ушедшим сотрудникам обратный путь в компанию закрыт. По мнению сторонников этого подхода, такая категоричность не менее эффективно способна удерживать сомневающихся. Но большинство готово принимать назад только самых достойных, сделавших большой вклад в успех компании.

Продуктовые ритейлеры сталкиваются и с утечкой кадров в непродуктовый сектор торговли. Зачастую это происходит потому, что в первых продавцы получают, в среднем, на 20% меньше, чем в других сегментах. Причем больше других страдают продуктовые сети среднего масштаба: гипермаркеты платят больше и забирают основную часть соискателей (в том числе молодежь), а другим приходится довольствоваться оставшимися кандидатами и повышать возрастной «потолок» сотрудников.


МНЕНИЯ

Светлана Катаева,
управляющий директор AVRIO Group Consulting


— Ситуация, когда работодатели неохотно идут на повышение уровня оплаты труда линейного персонала и ищут его вне Петербурга достаточно типична для розничных сетей и является одной из проблемных зон в этой области. Трудовые мигранты менее привередливы, у них ниже запросы, на них можно экономить. С другой стороны, крупные розничные сети сами не готовы предлагать конкурентный уровень заработной платы, и такая ситуация их устраивает. Пока ситуация будет их устраивать, она будет оставаться без изменений, а приток трудовых мигрантов — только увеличиваться. Другой вопрос, что процесс их оформления и дальнейшей адаптации должен становиться более цивилизованным и легитимным: крупные розничные операторы уже проделали большой путь в этом направлении.


Светлана Вагунина,
руководитель группы рекрутеров кадровой корпорации Manpower


— Не совсем соглашусь с тем, что работодатели неохотно идут на повышение уровня оплаты труда линейного персонала. Не исключено, что существуют компании, которые не готовы повышать зарплату сотрудникам и пытаются покрыть кадровый дефицит за счет других регионов. Но нельзя назвать подобную практику широкораспространенной. Кандидатов на рынке ритейла по-прежнему достаточно, что сохраняет здоровую конкуренцию и дает возможность работодателю выбрать наиболее подходящего сотрудника. К тому же стоит отметить, что в целом по рынку заработные платы незначительно, но выросли. Бывает, что мы рекомендуем пересмотреть уровень зарплаты для кандидатов, если та не соответствует нормам рынка. Но, к сожалению, не все готовы пойти на подобные изменения.


Кристина Юзефович,
консультант направлении «Розница и гостеприимство» компании «АНКОР Бизнес решения» в Петербурге


— Розничный сегмент стабильно ощущает нехватку сотрудников. В нем занято много студентов, а сотрудники зачастую мотивированны лишь материально и без труда поменяют работу, если им предложат пусть даже незначительное повышение зарплаты. Работодатели неохотно идут на повышение уровня оплаты, поскольку такая мера не будет в достаточной степени эффективна — всегда есть возможность найти замену ушедшему сотруднику, не затрачивая больших ресурсов на оплату работы специалистов по подбору персонала. Но, несмотря на нехватку линейного персонала, нельзя сказать, что компании пополняют кадры исключительно за счет мигрантов. Хотя многие работодатели действительно отдают предпочтение кандидатам, приехавшим из регионов, так как они обладают более высокой мотивацией и более низким уровнем финансовых ожиданий.


Виктория Чайка,
доцент кафедры менеджмента НИУ ВШЭ в Петербурге


— Рынок труда в ритейле отличается достаточно высокой стабильностью, и серьезного падения уровня компенсаций во время кризиса здесь не наблюдалось. В целом, средний уровень зарплат растет каждый год примерно на 10%. На данный момент заработная плата линейного сотрудника составляет, в среднем, 15 тыс. рублей. А уровень компенсации зависит от концепции розничной сети: если это сеть придерживается стратегии лидерства по издержкам, то там может наблюдаться уровень зарплаты ниже среднего, в связи с чем у такой сети и возникают проблемы с наймом персонала. Если же розничная сеть специализируется на продаже качественных продуктов/услуг, то здесь наблюдаются более высокие требования к квалификации и компенсация может быть выше средней по рынку.
Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Рынок труда
04.11.17В Петербурге на одну вакансию в сфере «Наука, образование» приходится 6 резюме
Служба исследований HeadHunter (hh.ru) Северо-Запад в преддверии завершения осенних каникул проанализировала рынок труда в профессиональной области «Наука, образование» в Санкт-Петербурге в третьем квартале текущего года.
26.10.17Депрессия срывает планы работников из Петербурга
Служба исследований HeadHunter провела опрос среди сотрудников компаний из Петербурга и выяснила, почему петербуржцы не справляются с запланированными делами. Оказалось, что всему виной большая загруженность и депрессия, сопровождающиеся подавленным настроением и хронической усталостью.
24.10.17Кому предлагают самую большую зарплату в Петербурге в октябре
Служба исследований HeadHunter (hh.ru) Северо-Запад проанализировала рынок труда в Петербурге в сентябре. Количество вакансий возросло на 11% в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года. Вход резюме в сентябре год к году увеличился на 15%. Для сравнения: в прошлом году прирост предложений от работодателей к сентябрю 2015 года составил 31%, число резюме не изменилось.
13.10.17У работодателей появилась возможность публикации вакансий для подростков
Ведущая российская компания в области интернет-рекрутмента HeadHunter объявила о возможности размещения вакансии для несовершеннолетних соискателей.
04.10.17Средняя зарплата для рабочих в Санкт-Петербурге составила 35 500 рублей
Активный рост количества вакансий для рабочего персонала, нехватка специалистов по дефицитным профессиям, возрождение системы наставничества и обучения на предприятиях увеличивают интерес к теме востребованности рабочих кадров. Служба исследований компании HeadHunter (hh.ru) Северо-Запад проанализировала рынок труда для рабочего персонала в Санкт-Петербурге, а также подготовила рейтинг актуальных вакансий с заработной платой выше среднерыночной.
22.09.17Идти в IT - обзор рынка труда в сфере IT в Петербурге
Служба исследований компании HeadHunter (hh.ru) Северо-Запад ко Дню программиста проанализировала рынок труда в профобласти «IT, интернет, телеком» в Санкт-Петербурге в летние месяцы 2017 года.
22.09.17Кому предлагают самую большую зарплату в Петербурге в сентябре
Служба исследований HeadHunter (hh.ru) Северо-Запад проанализировала рынок труда в Петербурге в августе. Количество вакансий возросло на 11% в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года. Вход резюме в августе год к году увеличился на 16%. Для сравнения: в прошлом году прирост предложений от работодателей к августу 2015 года составил 32%, число резюме снизилось на 1%.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru