Вцелом металлургию министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко назвал одной из самых уязвимых отраслей в России. Ее неустойчивость вытекает из неопределенности ситуации у крупных оптовых потребителей металла — прежде всего, автопрома и строительства. В металлургии в IV квартале 2008 года объемы производства, по сравнению с III кварталом 2007‑го, снизились на 34,2%.
Сектор металлообработки спад затронул меньше: выпуск продукции из нержавеющей стали в России в 2008 году, по сравнению с 2007‑м, сократился на 7,1%. Снижение коснулось практически всех секторов, кроме электросварных труб, объем производства которых увеличился на 16%. Однако январь 2009 года выдался настолько провальным (индекс выпуска металлоизделий в январе-феврале 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом 2008‑го, упал до 70,8%), что уже в феврале 2009 года в правительстве России в авральном порядке появилась комиссия по выводу металлургического комплекса из кризиса.
Кокс скуксился
О дальнейшей динамике развития отрасли можно судить по выпуску коксующихся углей. Их добыча в 2008 году, по сравнению с 2007‑м, уменьшилась на 6,9%. В январе — феврале 2009 года многие компании сократили добычу коксующегося угля наполовину, а то и на три четверти — в зависимости от накопленных складских запасов энергетического сырья. После этого в марте 2009 года в Минэнерго РФ были вынуждены срочно подготовить программу антикризисных мероприятий для угольной отрасли, тесно связанной с металлургией. Из нее видно: металлурги особых надежд на восстановление спроса, по крайней мере до II половины 2009 года, не питают. Особенно после того, как в Правительстве РФ отказались от идеи создания госрезерва для поддержки отечественных металлургов. А возможности увеличения госзаказа на металлопродукцию ограниченны.
Капля камень точит. Если сложить с госзаказами надежды на летний всплеск потребления металлопродукции на внутреннем рынке, да еще прибавить к ним образовавшийся дефицит длинномерного проката в странах Персидского залива и металлоизделий в Китае, то вместе с экспортом образуется неплохая нагонная волна для увеличения отечественного производства в апреле и мае. Не исключен и рост цен на отдельные виды товаров из металла как на Ближнем Востоке, так и в европейских странах.
Однако такой рост не может держаться долго. Ведь по всему миру спрос на конструкционную сталь пока на 40–70% отстает от прошлогодних показателей, реального восстановления строительной отрасли нет. Скачок спроса ожидают только в тех регионах, где опустели склады. Это произошло потому, что эксперты строили расчеты, исходя из прогнозов продаж крупных трейдеров. Но кризис изменил структуру спроса: если корпоративные клиенты притормозили с закупками, то мелкие потребители, наоборот, дождавшись снижения цен на прокат и арматуру, активизировались. Именно розница на волне распродаж растормошила региональные рынки металла. Особенно ярко этот процесс заметен в США, где солидные компании-трейдеры до сих в ожидании корпоративных заказов, а мелкие и даже средние сервисные металлоцентры, ориентированные на домохозяйства и малый бизнес, чувствуют себе вполне уютно.
Игра с мелочевкой
Аналогичная картина должна проявиться и на рынке Северо-Запада. В частности, в компании «Брок-Инвест-Сервис» уже обратили внимание на то, что объем заказов в среднем уменьшился, но зато заказчиков в регионах стало больше — именно за счет небольших компаний. Значит, в выигрыше в кризисный период окажутся те поставщики, которые сумеют приспособиться к новым условиям и продажам металлопродукции мелкими партиями.
Правда, производителям надо быть готовыми к тому, что спрос на их продукцию может внезапно резко сократиться. На внутреннем рынке это, скорее всего, произойдет ближе к осени. А на мировых рынках есть риск того, что очаги «потепления» погаснут летом. И «прохладой» может веять едва ли не до последних месяцев 2009‑го. Рынок будет медленно выползать из кризиса циклами, которые трудно просчитать.
Поставщикам металла придется учиться ловить момент: кто не сумеет зарабатывать на кратковременных «разогревах» объемов продаж, создающих основу для соответствующего подъема цен, тот рискует остаться с носом и убытками от дальнейшего медленного понижения стоимости металлопродукции во время очередного спада деловой активности.
Первая такая волна на Северо-Западе РФ зафиксирована в марте, когда ряд предприятий черной металлургии увеличил, по сравнению с январем, выпуск продукции на 15–17%. И по отдельным видам продукции металлурги даже попытались поднять цены. Пока это происходит преимущественно по некоторым номенклатурам экспортной продукции.
На внутреннем рынке пыл производителей остужает то, что трейдеры в марте в среднем выбирали не более половины от своих мощностей. И в апреле не спешили увеличивать обороты, потому что прогнозы объемов продаж в конце весны и летом слишком противоречивы. Поэтому не исключено, что после попытки коррекции цен вверх, рынок может развернуться и в обратном направлении.
Расчет на очаги спроса
На мартовской Петербургской технической ярмарке отмечалось, что девальвация рубля сегодня дает шанс оживить высокотехнологичные производства в России.
Например, выпуск изделий из нержавеющей стали, которые ранее не находили спроса на внутреннем рынке из‑за притока в РФ дешевой китайской продукции. Им нужно время, чтобы развернуться. Но даст ли им шанс ритейл, который лихорадочно ищет, чем заполнить бреши в финансах.
В «Балтийской металлургической компании» предполагают, что в 2009 году на Северо-Западе существенно сократится потребление металла в строительстве.
В Петербурге, например, ожидают снижение объемов введения в эксплуатацию жилья в новых домах. Рынок сожмется, если верить проведенным исследованиям, до 2,5 млн кв. метров против 3,2 млн кв. метров в 2008‑м. В регионе небольшой рост среди потребителей металла сейчас намечается в пищевой промышленности и сельском хозяйстве.
Падение платежеспособного спроса повлекло за собой и стремительное снижение цен на металлоемкую продукцию. Однако в феврале почти все меткомбинаты, включая ОАО «Северсталь», объявили об их повышении на некоторые виды изделий на 15–20%. А отпускная цена арматуры выросла на 30–50%.
По мнению экспертов компании «Инпром», это делается для покрытия понесенных предприятиями ранее убытков и мотивировано стремлением выравнять экспортные и внутренние цены на отечественную металлопродукцию.
Такое «простое» решение вряд ли можно назвать обоснованным в период столь серьезного кризиса. У потребителя на внутреннем рынке слишком мало денег. И вряд ли подобное поведение производителей понравится государству, которое пообещало в рамках национальной антикризисной политики увеличить объемы госзаказов. Впрочем, через пару месяцев, когда крупные трейдеры пополнят свои склады металлоизделиями, следует ожидать откат цен назад.
Откат для проката
Среди экспертов в прогнозах динамки цен на металлоизделия, которые могут сложиться в отрасли в 2009 году, согласия нет. В частности, аналитики ИК «Тройка» ожидают роста цен на многие виды металлопродукции до конца весны еще на 10–20%. Подорожание не коснется, скорее всего, только горячекатаного проката и изделий для металлоемкой продукции в машиностроении.
В ТД «Северсталь-Инвест» полагают, что спрос в 2009 году на эти виды товаров на российском рынке упадет на 25–30%. Такой прогноз был обнародован на II Общероссийской конференции «Региональная металлоторговля России». В ИК «Файненшнл бридж» считают, что следует ориентироваться на пессимистичные прогнозы. Поэтому падение спроса на металл в 30% выглядит наиболее реалистичным, если учесть, что стабильности нет ни на мировом, ни на внутрироссийском рынках. Правда, некоторые оптимисты полагают, что господдержка удержит темпы сокращения потребления металлопроката в границах 20–25%.
Нечеткость перспектив может привести в конце года к дефициту на целый ряд изделий металлопродукции на российском рынке. Потому к концу 2009 года не исключается очередной рост цен на нее. Именно вспышки спекулятивного спроса во время кризиса способны вывести производство металла из стопора. Реальное же улучшение в отрасли ожидают не раньше 2010 года, а выход производства на уровень конца II квартала 2008‑го — только в 2012–2013 гг.
Мнения специалистов
Юрий Елисеев, президент Всероссийской ассоциации металлостроителей:
— В период кризиса выиграют те компании, которые выпускают продукты в достаточно узкой нише на рынке и проводят эффективный маркетинг. Это касается не только конкретного профиля продукции, но в целом — ее вида. Например, может потребоваться убедить потребителя, что при строительстве дома ему понадобятся не только кирпич или дерево, но определенные металлоконструкции. Это важно: в 2009 году на рынке остались по сути свободными только личные деньги потребителей. Инвесторы не станут вкладывать средства в производство, пока есть возможность спекулировать. Год будет нервным, «на качелях». Настоящий спрос начнется со II половины 2010‑го.
Семен Миронов, директор аналитического отдела инвестбанка Credit Suisse:
— Основные российские меткомбинаты планировали уже в марте восстановить загрузку мощностей до 80–90%. Поводом для этого послужил возросший еще в феврале спрос, который обеспечили в основном экспортные контракты. В результате загрузка мощностей на март у «Мечела» планировалась на уровне 90‑100%, у Новолипецкого меткомбината — 85%, у ММК — 65%, у «Северстали» — 65–70%. Спрос обеспечили в основном металлотрейдеры, у которых сократились запасы на складах в конце 2008 года.
Майкл Райт, президент Bureau of International Recycling Stainless and Alloy:
— Мировое производство нержавеющей стали в 2009 году может снизиться на 10%. Переработчики нержавеющего лома, составляющего 40% в поставках сырья, пока не наблюдают увеличения заказов. Однако следует иметь в виду, что пик для производителей нержавеющей стали пришелся на 2006 год, а дальше рынок сжимался. Поэтому скидки на такую сталь были и раньше. Но они колебались в пределах 3–10%, а сейчас она фактически дошла до 20%, когда мы действительно поражены ограничением кредитных средств и заводы не делали
закупок.
Сергей Космиров, директор по маркетингу компании «Металл-Маркет»
— Емкость рынка металлоторговли в 2009 году снизится на 40–45%, по сравнению с 2008-м. Основной удар придется на средних и мелких оптовиков (снижение на 50–60%). Менее пострадают крупные оптовики, чьи обороты уменьшатся на 35–40% благодаря заказам предприятий (в том числе машиностроительных). При низком спросе на мировом рынке крупные производители могут также сместить акцент на внутренний рынок ради поддержки сбыта. Это способно сократить сегмент средних и мелких оптовиков. Розница в меньшей степени будет подвержена кризису в связи с ориентацией на небольших клиентов и их меньшей ценовой чувствительностью. Поэтому снижение продаж здесь окажется минимальным (15–20%). |