На многих АЗС можно было прочесть объявления: «Отпуск топлива только по лимитным картам и ведомостям». АИ — 92 и АИ — 95 для простых автолюбителей стали недоступны.
Они, понятно, негодовали. Начался дачный сезон, и ссылки на ремонтные работы на нескольких нефтеперерабатывающих заводах страны, которыми их щедро кормили на АЗС, не устраивали. Правда, в городе нашелся чиновник, признавший, что еще раз подтвердилась древняя, как мир истина, что топливную трубу «прорывает» в первую очередь там, где на местном рынке господствует одна фирма.
В Череповце большинство АЗС принадлежит компании «Энтиком». Заместитель директора компании Михаил Романов объяснил дефицит нехваткой свободных ресурсов на Санкт—Петербургской топливной бирже.
В Вологде столпотворений у АЗС не наблюдалось, но неконтролируемый рост цен на бензин уже пошел. На литр 76—го и 93—го «ЛУКОЙЛ», господствующий на рынке, сразу поднял цены в среднем на 20 копеек, а «Шелл» рванул стоимость литра 95—го аж на 40 копеек. Руководитель вологодских антимонопольщиков Александр Сазонов готовит проверки.
Впрочем, нынешний кризис можно было предвидеть, даже не будучи предсказателем. После того как государство в феврале заставило нефтяников снизить розничные цены, стало выгоднее экспортировать топливо, что и обернулось дефицитом. Нынешнее государственное наступление на этот рынок, по мнению экспертов, вряд ли даст ощутимый экономический эффект. Ведь повышение с апреля экспортных пошлин на нефтепродукты все равно оставит экспорт более эффективным, чем отгрузка топлива в России.
И тут — то, возможно, «собака и зарыта». Думается, федеральным властям пора найти более разумный — чем ручное управление — механизм регулирования цен на топливо, в противном случае они снова возрастут, что неминуемо подстегнет инфляцию. Возможно, нужен даже специальный закон.
Если зреть в корень, то все упирается в одну проблему — излишнюю монополизацию российского рынка нефтепродуктов, наибольший объем которого занимают вертикально интегрированные структуры. Этих гигантов надо законодательно разукрупнять, ослабляя их влияние на рынок. |