Подведены предварительные итоги развития потребительского рынка Петербурга в 2010 году. Как отмечают в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), потребительский рынок города продолжил свой рост. Оборот розничной торговли вырос на 13,1% и составил 695 млрд руб., оборот общественного питания — на 10,1% — 43,5 млрд руб.
Заместитель председателя КЭРППиТ Анна Рухмакова сообщила, что в настоящее время инфраструктура сети потребительского рынка Петербурга представлена предприятиями различных типов, видов, форм и форматов и по последним данным включает в себя 15,9 тыс. предприятий розничной торговли, 6,8 тыс. — общественного питания и более 8,5 тыс. — бытового обслуживания. А продовольственные товары повседневного спроса населению реализуют более 6,5 тыс. предприятий торговли. Всего же сеть потребительского рынка в этом году увеличилась более чем на 900 объектов, более половины из которых — предприятия торговли.
Торговый размах
На территории Петербурга функционирует 171 комплекс мелкорозничной торговли, 22 рынка, из них 16 специализированных по реализации сельхозпродукции, предоставляющих торговые места, в основном, субъектам малого предпринимательства и индивидуальным предпринимателям, а также более 3 тысяч отдельно стоящих объектов мелкорозничной торговли, число которых в летний период увеличивается на 1,5–2 тысячи.
В Петербурге работает около 7 тыс. предприятий розничной торговли, реализующих продовольственные товары повседневного спроса, в том числе в формате «у дома». В настоящее время на территориях, где ощущается острая нехватка торговых площадей, открыто 44 таких магазина.
Обеспеченность Петербурга торговыми площадями составляет 979 кв. м на тысячу жителей, что в 1,9 раза выше установленного федерального норматива. Ежедневно жители мегаполиса приобретают товаров и услуг на сумму в 1,7 млрд руб.
Реализуется программа открытия магазинов пешеходной доступности (МПД). В настоящее время введено в эксплуатацию 45 МПД. В 2011 году планируется открытие еще десяти. По программе магазинов пешеходной доступности в Петербурге право организации таких магазинов на 102 земельных участках и в 13 нежилых помещениях предоставлено 89 организациям и индивидуальным предпринимателям. КЭРППиТ отмечает, что согласование размещения объектов некапитального характера, к которым относятся эти магазины, по срокам и процедуре практически не отличается от согласования объектов капитального характера, что приводит к увеличению сроков их ввода в эксплуатацию. С целью оказания помощи организаторам этих магазинов Комитетом ведется работа с Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению, а также владельцами инженерных коммуникаций.
Для обеспечения населения товарами первой необходимости по доступным ценам согласована торговля «с колес» производителей хлебобулочной продукции по 79 адресам, молочной продукции — по 39, мясной — по 46 и рыбной продукции — по 22 адресам.
Отдых и быт
По данным КЭРППиТ, в городе зарегистрировано 6,7 тыс. заведений общепита. Преобладают кафе, затем идут закусочные, бары и рестораны.
В структуре и объеме платных бытовых услуг населению большая доля приходится на ремонт и техобслуживание автомототранспортных средств и ритуальные услуги. Далее по объему выделяется ремонт и строительство жилья и других построек, услуги бань и душевых, парикмахерских, ремонт и индивидуальный пошив обуви, одежды, индпошив и вязка трикотажных изделий, ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий. Чуть меньше оказывается услуг фотографий, прачечных, химчистки и крашения.
Урожай и ярмарки
Для садоводов и огородников Петербурга и Ленинградской области на льготной и безвозмездной основе было организовано 1572 торговых места (в том числе 538 постоянно действующих) по 55 адресам. В период с августа — по октябрь 2010 года во всех районах города организованы и проведены 50 сезонных базаров, Праздников Урожая, ярмарок выходного дня с организацией культурно-массовых мероприятий, которые посетило около 400 тысяч человек.
Как отмечают в КЭРППиТ, проведение сельскохозяйственных ярмарок — давняя традиция Петербурга. «Более десяти лет, — отмечает Анна Рухмакова — в различных районах города организуются сезонные базары по реализации сельскохозяйственной продукции. В период массового сбора урожая (июнь — октябрь) на безвозмездной или льготной основе выделяются места для реализации продукции, выращенной садоводами и огородниками. В Петербурге сельскохозяйственная продукция реализуется на 19 продовольственных рынках, из которых 16 являются специализированными сельскохозяйственными. В настоящее время в КЭРППиТ формируется адресная программа на 2011 год. Планируется проведение 50 ярмарок и праздников урожая. Для фермеров будет организовано более 750 торговых мест, 50 мест для реализации сельхозпродукции с автомашин, а также 1500 торговых мест для садоводов и огородников.
Ключевые проблемы
По мнению участников и экспертов потребительского рынка, дальнейшее его развитие в Петербурге зависит от решения ряда ключевых проблем отрасли. К ним относят:
— неравномерное развитие торговли в разрезе административных районов Петербурга;
— рост потребительских цен;
— наличие административных барьеров в отрасли, препятствующих входу на рынок и ведению предпринимательской деятельности, развитию межрегиональной торговли.
С учетом этого, как подчеркнули в КЭРППиТ, в 2011 году инициативы и усилия Администрации Петербурга направлены, прежде всего, на снижение инфляционных процессов, обеспечение товарного баланса спроса и предложения, разработку и внедрение новых подходов и механизмов для поддержки отечественных производителей, сохранение инфраструктуры сети, повышение имиджа профессий сферы торговли и услуг.
МНЕНИЯ
Александр Доронин,
председатель совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга», зам. председателя Общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, председатель Комиссии по потребительскому рынку
— На потребительском рынке, в связи с отсутствием должного регулирования государством и явного доминирования сетевых ритейлеров, свободная конкуренция сокращается. Для малого бизнеса также уменьшилось количество мест реализации товаров и предоставления услуг. Во-первых, новые торговые центры в большей степени ориентированы на представителей сетей, имеют арендную ставку, непосильную для малого предпринимателя. Во-вторых, из-за новых правил предоставления в аренду земельных участков под временные объекты, сложнее стало получить по адекватной цене место, как под небольшой киоск, так и под павильон, где могло бы работать несколько организаций. Таким образом, на мой взгляд, ситуация несколько ухудшилась.
Исторически торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни населения и государственности, интересы жителей всегда были тесно связаны с результатом торговых операций. Сегодня торговля лидирует в сфере потребительского рынка во всем мире.
Спрос на услуги общественного питания в России развит не сильно, так как среднестатистический россиянин — приверженец консервативных традиций и домашней пищи, ограничен в средствах и посещает рестораны нечасто. При этом ниша более доступного и популярного фастфуда занята транснациональными корпорациями. Примерно по этим же причинам не имеют большой популярности услуги. Кроме того, некоторые виды бытовых услуг, как и производство, требуют существенных вложений в оборудование, ремонт, аренду. При недостаточном спросе и высокой ставке кредитных предложений, отсутствии отечественной производственной базы, вложения сложно окупаемы.
Малый бизнес сферы потребительского рынка нуждается в государственной поддержке, регулировании рынка и определенных льготах не менее, чем бизнес производственный и инновационный. В целом, необходимо оздоровление климата, которое должно включать: снятие административных барьеров, упрощенный доступ к энергоресурсам по приемлемой цене, доступ к месту реализации товаров и услуг, невысокие процентные ставки по кредитам, реформирование и упрощение налоговой системы, обучение кадров.
Елена Сердюкова,
управляющая сетью парикмахерских «Эконом-класс»
— Парикмахерские услуги всегда были востребованы, тем не менее, в последнее время внешности стало уделяться больше внимания. Кроме того, в наших парикмахерских эконом-класса стало больше клиентов, в том числе из-за политики организации: хорошее качество и безопасность услуг по низкой цене. Это привлекает в нашу сеть не только студентов, людей преклонного возраста, социально незащищенные слои, но и представителей среднего класса, число которых растет. Однако, как мне известно, в дорогих салонах красоты дела обстоят хуже.
Мы держим цены, и удорожание услуг за последние четыре года произошло не более, чем на 10%. Во время кризиса с целью стимулирования клиентов мы проводили специальные акции и мероприятия.
Что касается бытовых услуг в целом, считаю необходимым не только поднятие уровня обслуживания, но и самое важное — его культуры, а также создание для потребителя комфортных условий и атмосферы, чтобы клиент чувствовал себя удобно и хотел вернуться именно к вам. Что касается нашей сети, мы планируем деятельность именно в этом направлении, что позволит привлечь новых клиентов и успешно развивать парикмахерские в новых районах.
Анжела Горская,
исполнительный директор ООО «Милена» (бренд «Бабка-Ежка»)
— Интерес к общепиту, работающему в доступном ценовом сегменте, всегда был и продолжает сохраняться. Наша организация входит в группу малых предприятий, осуществляющих производство, доставку и розничную торговлю традиционными русскими выпечными изделиями с различными начинками и хлебом через розничные павильоны и ресторанные дворики. В настоящее время мы испытываем сложности не только с развитием и открытием новых точек, но и с сохранением уже существующих объектов из-за несовершенства и нестабильности нормативно-правовой базы, затрагивающей арендные отношения с городом, а также сложностью взаимоотношений с арендодателями в торговых комплексах.
Также нам, как добросовестным предпринимателям, все сложнее конкурировать с многочисленными полулегальными «шавермами» и «хычинами», которые демпингуют, а в целях экономии не соблюдают даже простейшие санитарные нормы и правила, что ведет к появлению крыс и насекомых на окружающей территории.
Пока перспективы оцениваем как нерадужные, но рассчитываем на изменение ситуации.
Анна Зимова,
владелица сети ателье по ремонту одежды «Пуговка»
— Положительная сторона данного вида бизнеса — сравнительно небольшие стартовые вложения. Профессиональное оборудование для салона красоты стоит гораздо дороже, чем оборудование для ателье. Да и помещение (если речь идет о ремонте одежды) не требуется очень большое. Ателье — довольно «мобильная» вещь, его работу можно наладить быстро. «Сопутствующие» составляющие тоже недороги (это, как правило, лишь фурнитура, текущий ремонт машин, реклама). При удачном расположении и хороших мастерах клиентская база нарабатывается быстро.
Минус — сезонность работы. В летние месяцы стабильно наблюдается отток клиентов. К тому же средняя стоимость заказов в летнее время ниже (работа с мехом несоизмеримо дороже, чем с легкими вещами). Еще не следует забывать, что в этой сфере большая конкуренция — ателье открываются во всех районах города в большом количестве, так что «выживают» лучшие.
Ремонт одежды будет востребован до тех пор, пока люди будут носить одежду. Главное — правильно выбрать свою специализацию. Если ателье расположено в элитном торговом комплексе, то, скорее всего, львиную часть его дохода составит укорачивание только что купленных вещей, подгонка их по фигуре и т. д. Это, как правило, довольно однообразный труд, но с весьма стабильным спросом и доходом. Ателье, работающее в цоколе жилого дома или по соседству, может рассчитывать на большее разнообразие в работе, но, скорее всего, должно будет побороться за клиента.
Дмитрий Гуляев,
глава «Ассоциации общественного питания Санкт-Петербурга», президент организации «Институт чая и кофе»
— Безусловно, количество петербуржцев, работающих в сфере общественного питания, возросло. В среднем численность работников одной точки — 15 человек. Какие-то заведения закрываются, новые открываются. Прирост составляет около 100 точек в год. Таким образом, прирост числа работающих в этой сфере составляет более 1000 человек в год. Однако нужно учитывать использование мигрантов в качестве дешевой рабочей силы (резка овощей, мойщицы посуды и т. п.).
На мой взгляд, перспективное направление — доставка товаров и продуктов на дом. Это связано с развитием интернет-технологий и логистических услуг. Эту услугу могут развивать cash&carry и гипермаркеты, когда конкуренция достигнет апогея. Для них это возможный способ развития, увеличения и удержания продаж. |