На первом этапе модернизации вокзал был подготовлен к запуску высокоскоростного движения Петербург — Хельсинки. Тогда работы были выполнены в крайне сжатые сроки в условиях действующего транспортного узла.
Вторая очередь предполагает создание надплатформенных сервисно-коммерческого комплекса и парковки. Планируется возвести гостиничный комплекс и конференц-центр, а также реконструировать существующие здания вокзала. «Гостиничный комплекс будет представлять из себя гостиницу бизнес-уровня класса «три звезды» с конференц-центром, помещениями для переговоров, кафе и рестораном», — пояснил Владимир Андреев, управляющий партнер компании NAI Becar Projects.
Общая площадь проектируемых объектов составляет 90 тыс. кв. метров. К настоящему времени разработана функционально-планировочная концепция второй очереди, сейчас идет процесс обоснования инвестиций. Для финансирования проекта будут привлекаться заемные средства и средства частных инвесторов.
«Теперь мы планируем создать над платформами Финляндского вокзала конструкцию, которая защитит пассажиров от атмосферных воздействий и создаст комфортные условия для ожидания поездов, — рассказывает Владимир Андреев. — Внутри вновь возводимой конструкции будут расположены предприятия обслуживания пассажиров, а на кровле — автомобильная парковка, на которой пассажиры смогут оставить свои автомобили, уезжая, например, отдохнуть в недоступных для машин местах на Карельском перешейке или, скажем, в Финляндию на скоростном поезде «Аллегро». Площадь этого сервисно-коммерческого центра планируется до 60 тыс. кв. метров».
Как сообщил Владимир Андреев, помимо основной автомобильной парковки, будет предусмотрена отдельная подземная парковка для офисно-делового комплекса. С соответствующими службами города обсуждается вопрос организации подземной перехватывающей парковки.
Существующие здания вокзала общей площадью 15 тыс. кв. метров также подвергнут реконструкции: будет проведена полная замена инженерных систем, улучшение и реконструкция кассовых залов и залов ожидания, появятся дополнительные предприятия сервиса. При этом внешний вид и этажность зданий останутся без изменений.
Отдельной задачей является организация на базе Финляндского вокзала транспортно-пересадочного узла, объединяющего, помимо пригородного железнодорожного сообщения и поездов дальнего следования, городской общественный транспорт, станцию метрополитена и автобусный вокзал пригородного и международного сообщения, создание которого планируется совместно с Администрацией Петербурга.
В состав нового транспортно-пересадочного узла могут быть включены такие пока еще экзотические для Петербурга объекты транспортной инфраструктуры, как станция водного трамвая и вертолетная площадка для использования специальными службами, частной и бизнес-авиацией.
По словам Владимира Андреева, в границы проектирования II очереди Финляндского вокзала стоянка вод-ного трамвая не входит, но в случае ее создания Администрацией Петербурга, она будет включена в общую функциональную схему транспортно-пересадочного узла.
Автором и разработчиком архитектурной концепции является архитектурная студия «Интерколумниум». Разработка обоснования инвестиций поручена профильному проектному институту — ОАО «Росжелдорпроект». Планируется привлечение к проектированию иностранных специалистов, имеющих опыт реализации крупных проектов развития транспортной инфраструктуры. В дальнейшем, после разработки и согласования проекта, будет проведен конкурс на выбор генподрядной организации.
Вся инфраструктура, которая будет создана при реализации второго этапа — предприятия сервиса, торговли, общественного питания — будет доступна не только пассажирам железной дороги, но и всем горожанам, прежде всего, тем, кто живет или работает в районе Финляндского вокзала или ближайших пригородах Петербурга. |