Основные корректировки произошли на этапе второго чтения. Тогда депутаты легко, без долгих дискуссий приняли губернаторскую поправку. По ней доходную часть предлагалось сократить еще на 411 млн руб., а расходную — увеличить чуть более чем на 12 млрд руб.
Одним из источников покрытия трат называется федеральный бюджет. Так, строить дома, покупать квартиры для ветеранов, расселять ветхое и аварийное жилье, а также реализовывать другие жилищные программы город рассчитывает за счет средств федерального фонда реформирования ЖКХ. А расходы непосредственно из бюджета города увеличены на 4,19 млрд руб. Причем большая часть из них предназначена для достройки Юго-Западной ТЭЦ. Данный объект, после того как от него отказались частные инвесторы, полностью перешел под контроль администрации Петербурга.
Депутаты на этапе второго чтения также приняли и поправку Бюджетно-финансового комитета ЗС. Она, к счастью, не затронула основных параметров, а только перераспределила часть денег между главными распорядителями и целевыми статьями. По ней, в частности, были увеличены расходы на ремонт многоквартирных домов, на создание спортивных площадок при школах, на молодежную политику.
Больше средств, согласно поправке БФК, получили муниципальные советы на благоустройство территорий, на развитие дошкольных учреждений. Правда, одновременно урезали затраты Жилищного комитета, большей части администраций районов.
Бюджет принят, но вопросы, как говорят, остались, в том числе, и у руководителя фракции «Справедливая Россия» в Законодательном собрании Петербурга Олега Нилова.
«На наши запросы по поводу исполнения социальных обязательств, которые мы направляли в разные комитеты администрации и БФК, нам приходили примерно такие ответы, дескать, расходы по социальным обязательствам, связанные с обслуживанием жизненно важных объектов, урезать де-факто ни в коем случае не будут. А когда понадобится сокращение, то это компенсируют из других фондов, например из фонда губернатора, который вдвое увеличен. То есть нас ориентируют следующим образом: если заметите неисполнение социальных обязательств, то не волнуйтесь, а сообщайте власти, и она все урегулирует. Нас такой подход не устраивает. Может быть, лучше тогда деньги собрать в резервный фонд и оттуда в ручном режиме раздавать всем обратившимся», — рассуждает О. Нилов.
По его мнению, крупные объекты, типа Юго-Западной ТЭЦ, надо финансировать за счет заемных средств, а не бюджетных, как это сегодня происходит. Похоже, что и другие депутаты разделяют его точку зрения.
«Большую часть средств мы сегодня направляем на решение социальных задач. Но насколько их хватит? Думаю, ненадолго, если не будем подпитывать экономику. Да, Минфин РФ сегодня против того, чтобы субъекты привлекали кредиты на Западе. Но кредиты можно реструктурировать, если ситуация ухудшится. Потом необязательно брать западные кредиты, можно выпустить рублевый заем», — говорит председатель комитета по законодательству ЗС Виктор Евтухов.
По словам депутата, существующее ограничение по размеру долга город еще не исчерпал, учитывая то, что дефицит финансируется за счет остатков денег на счетах. А это не учитывается при расчетах соотношения долга и доходов. «Мы еще можем привлечь, по предварительным прикидкам, около 20 млрд руб. А это как раз те деньги, которые выпали из адресной программы», — отмечает В. Евтухов.
Миллиарды, которые тратит город на проекты века, резко контрастируют с ухудшающимся положением горожан. С 2009 года заметно возросла плата за услуги ЖКХ, в начале года подорожал транспорт, хотя цена топлива упала, да и зарплаты у транспортников не выросли.
На заседании ЗС, где принимался в третьем чтении бюджет, обсуждался депутатский запрос к администрации по поводу снижения медицинских квот на оказание помощи онкологическим больным, в первую очередь детям. Так, например, больнице N31 на этот год запланировано выделить 10 квот по пересадкам костного мозга и 1000 курсов химиотерапии, а фактически выделили 3 квоты и 260 курсов.
«В настоящее время клиника уведомила, что дополнительные квоты выделяться не будут. А она уже полностью выбрала квоты на этот год. В итоге операции по пересадке костного мозга проводить не могут», — говорится в депутатском запросе.
В городе создалась напряженная ситуация с обеспечением населения лекарствами из‑за резкого роста цен. В одном из депутатских запросов (от 31 марта 2009 года) приводится конкретный пример с сетью аптек «Озерки», где за последние 4–6 месяцев цены выросли на 45–50%. |