Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Из Кремля через Яузу — на Балтику и Каспий - ЭиВ N 11 (741)
РЕТРОСПЕКТИВА
Из Кремля через Яузу — на Балтику и Каспий
No. 11 (741) 30.03.2009
Алексей Чичкин
70 лет назад, в апреле 1939‑го, был подготовлен проект развития водного сообщения Москвы со Скандинавией и Каспийским морем
Москва уже тогда могла бы стать едва ли не главным водно-транспортным центром России. Но не случилось. Прежде всего, из‑за сверхкрупных расходов, которые потребовало бы осуществление такого проекта.
А впервые идею водного выхода из Москвы в Балтику выдвинул 300 лет назад Петр I. Еще в начале 18 века планировалось соединить Москву с Волгой через Яузу и Клязьму. К реализации этой идеи привлекли голландских и германских специалистов. Но начало войны со Швецией и военно-политические проблемы отдалили претворение этого замысла.
Тот же проект в 1798 году поддержал император Павел I (кстати, именно он в 1797 году учредил Коллегию по внутренним водным путям, инициировав обращение и к другим проектам своего прадеда, Петра I — соединение Западной Двины с Днепром, а Волги с Доном). Но убийство Павла I в 1801‑м снова обрекло такие планы пылиться в архивах…
В канун Второй мировой войны и в связи с советско-финляндской войной (1939–1940 гг.) руководство СССР озаботилось вариантами новых транспортных развязок для столицы страны. Причем с акцентом на новые перевозочные возможности между Москвой и северо-восточным регионом европейской части РСФСР, так как он считался наименее уязвимым в случае продвижения агрессоров к Москве. Потому и было решено создать новый водный путь из столицы СССР в балтийско-скандинавский регион и к Каспийскому морю.
Созданный в середине 1930‑х канал имени Москвы, соединивший столицу с Волгой и Волго-Балтийской транзитной артерией, намечалось дополнительно соединить с Волго-Балтом и самой Волгой через реку Клязьму, протекающую северо-восточнее Москвы. А к ней планировалось подвести водный путь, соединяющий Канал имени Москвы с Лихоборкой (приток Яузы) и далее с Яузой и Клязьмой. То есть новая артерия прошла бы через саму Москву. Протяженность этого пути — около 50 км, в том числе в черте Москвы — около 15 км.
В начале февраля 1939 года нарком путей сообщения Лазарь Каганович поручил ряду ведомств и проектных институтов изучить возможность создания этого нового водного пути. Предварительный проект такой артерии был готов уже к апрелю 1939 года, но требовалось уточнение параметров водной трассы. Так, для ее создания нужно было существенно углубить Яузу и особенно Лихоборку и ограничить промышленное и гражданское строительство в районах, примыкающих к Лихоборке, верхнему и среднему течению Яузы.
Эти работы не удалось завершить к началу Великой Отечественной войны. Но уже в сентябре 1941‑го Госкомитет обороны (ГКО) СССР потребовал срочно доработать этот проект. В том же месяце немецко-финские войска овладели Тихвином и Петрозаводском, возникла угроза их прорыва в Архангельскую, Вологодскую и Ярославскую области. То есть под угрозой оказался Волго-Балтийский водный путь, что окончательно отрезало бы Европейский Север СССР от Москвы. Но катастрофически не хватало денег, да и технических средств для создания новой «трансмосковской» артерии. Хотя, по имеющимся данным, спецкомиссия одобрила проект в октябре 1941 года. А его значимость резко возросла после прорыва немецких войск в октябре-ноябре к Твери (тогда — г. Калинин), Дубне и Дмитрову, то есть к каналу имени Москвы. Но, понятное дело, в тот период было уже не до строительства новых каналов вблизи линии фронта…
Создать водный путь Лихоборка-Яуза-Клязьма намечали на 1942 год. Весной 1942‑го дноуглубительные работы на Лихоборке и Яузе возобновились, и начали готовить водную трассу Яуза (Мытищи) — Клязьма (Щелковский район). Однако прорыв немецких войск на Северном Кавказе и начало Сталинградского сражения вновь отложили реализацию того замысла.
Наконец, к нему еще раз вернулись в январе 1949‑го, 60 лет тому назад, — в рамках тогдашних долгосрочных программ строительства новых транспортных артерий в СССР и развития транспортной сети Москвы. Но этот проект не оказался в числе приоритетных (в 1948–1953 гг. построили, например, Каракумский канал (река Аму-Дарья — Южная Туркмения — Ашхабад), Волго-Донской канал и восстановили Волжско-Вышневолоцко-Новгородскую водно-транспортную систему).
Последний раз проект прямого выхода из Яузы в Волго-Балт попал в строительные планы на 1953–1954 годы. Но сразу по окончании «сталинской эпохи» (генералиссимус умер 5 марта 1953‑го) и «трансмосковский» водный путь, и многие другие проекты были направлены в архивы. Похоже, навсегда…
Другие материалы рубрики
РЕТРОСПЕКТИВА
20.04.09Полтора века шведского постоянства…
18.06.12Полицейская педагогика не работает
28.05.12Тандем приказал долго жить?
Могущественный куратор российского топливно-энерге­ти­чес­кого комплекса не по­лучил никакого поста в новой администрации страны. Это свидетельствует об ослаблении позиций кремлевского крыла сторонников «жесткой линии», состоящего из бывших шпионов и сотрудников силовых ведомств
14.05.12Россией правит «Путишенко»
Пять лет назад Владимир Путин, тогда второй, а сейчас уже четвертый президент России, позволил себе пошутить, заявив, что он такой большой демократ, какого не найдешь на целом свете.«После смерти Махатмы Ганди мне и поговорить не с кем», — пожаловался он журналистам, осиротев без великого мастера теории и практики эффективной борьбы за гражданские права ненасильственными методами.

Свой третий президентский срок он начал, однако, не в стиле обожаемого и уже покойного собеседника, а в духе абсолютно живого мастера закручивания гаек: Александра Лукашенко. В понедельник он ехал на кремлевскую инаугурацию по пустым улицам, очищенным усилиями тысяч полицейских от, как сформулировал журналист «Эха Москвы» Матвей Ганапольский, «биомассы», то есть подданных.
16.04.12Алкоголь — опиум для русского народа
Россия отравлена ядом водки. Продолжительность жизни мужчин в этой как-никак развитой стране не достигает и 63 лет, а 20% населения старше 15 лет регулярно употребляют спиртное. Каждый год из-за этой напасти гибнет полмиллиона человек. Несмотря на неоднократную демонстрацию путинских мускулов (он спортсмен и сторонник здорового образа жизни), ситуация отнюдь не становится лучше
02.04.12„Ходорковские чтения“ в Берлине
«Российские альтернативы: время перемен?» Транспарант с таким вопросом был вывешен в зале представительства федеральной земли Рейнланд — Пфальц в Берлине, где 26 марта состоялось выездное заседание конференции, известной под названием «Ходорковские чтения»
19.03.12Игорь Юргенс:
Россия: или крах, или развитие
Интервью с председателем правления Института современного развития, председателем надзорного совета «Балтийского форума» Игорем Юргенсом. Он стал хорошо известен в России как один из наиболее активных деятелей Союза промышленников и предпринимателей, последовательно занимавшим позицию поддержки либеральных ценностей в экономике и жизни общества
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru