Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Не зарплатой единой - ЭиВ N 11 (741)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Рынок труда
Не зарплатой единой
No. 11 (741) 30.03.2009
Елена Черкасова
Удержать перспективные кадры одной заработной платой, какой бы высокой она ни была, невозможно
Эту простую истину работодатель докризисной поры хорошо усвоил. Поэтому появились целые пакеты льгот и компенсаций, обусловленные желанием создать максимально комфортные условия для персонала. Но времена меняются…
Резкие перемены в экономике стали настоящей проверкой на прочность руководителей, сотрудников и компаний в целом. По данным Исследовательского центра портала SuperJob.ru, наиболее популярными способами оптимизации затрат на предприятиях являются сокращение персонала, отказ от индексации или повышения зарплат, а также упразднение льгот.


Кризис как лакмусовая бумажка

Кризис «съедает» льготы, как дворняга котлету. По данным исследователей, наступление на них ведется на всех «фронтах». Похвастать сохранением отдельных составляющих компенсационного пакета не могут ни топ-менеджеры, у которых отбирают бонусы, ни менеджеры среднего звена, лишившиеся оплаты мобильного телефона, ни рабочие, все чаще вынужденные питаться за свой счет.
По сравнению с 2007 годом число респондентов, имеющих в структуре компенсационного пакета дотации на питание, к примеру, сократилось на 8% (с 23% до 15%). Оплату услуг сотовых операторов раньше гарантировали более чем трети (37%) работающих россиян, а теперь на оплату использования мобильного телефона могут претендовать лишь 24% трудящихся соотечественников. Транспортные расходы в 2007 году компенсировали 14% работников, а в начале этого года — только 9%. На 8% уменьшилось и количество респондентов, имеющих возможность обучаться или повышать квалификацию за счет компании.
Секвестирование бюджетов компаний ведет к тому, что значительно сокращается и число россиян, которым работодатель оплачивает посещение спортклуба (бассейна), дает беспроцентную ссуду или предоставляет льготную путевку. Таких счастливчиков в этом году будет не более 10%: их стало примерно в 2 раза меньше. Примерно в той же пропорции идет и урезание такой широко распространенной льготы, как предоставление полиса ДМС: если раньше его получали 52% сотрудников, то теперь — около 31%.


Лучший пряник — это кнут?

Эксперты констатируют: в кризисные времена россияне учатся довольствоваться малым, воспринимая в качестве бонуса такие закономерные вещи, как своевременная выплата зарплаты. Когда вокруг только и слышно, как «такого‑то уволили», а «тех‑то сократили», поневоле начинаешь ценить ранее казавшееся само собой разумеющимся.
Управленцы отлично знают эти страхи и зачастую позволяют себе не церемониться с сотрудниками, даже не пытаясь найти время на изменение системы мотивации к труду. А ведь они нужны как никогда: сокращение материальной мотивации и игнорирование ее нематериальной части влечет за собой самые негативные последствия. И если с первым обстоятельством можно как‑то смириться, затянув пояса потуже до лучших времен, то пренебрежение вторым не терпит столь фамильярного отношения. Надо понимать, что персонал, работающий только из страха быть уволенным — бомба замедленного действия. Дополнительные нагрузки, отсутствие обратной связи, неуверенность в завтрашнем дне — все это не способствует полноценному труду. И как только будет пройдена кризисная «яма» и на рынке начнется оживление, многое в поведении сотрудников изменится и начнет работать фактор отложенного решения. Тот, кто по разным причинам был потенциально заинтересован в смене работы, но из осторожности откладывал поиск, станут более мобильны. За счет них количество сотрудников с тягой к перемене мест увеличится, и удерживать их в компании будет непросто.


Больше драйва и открытости

Как показало обсуждение за «круглым столом» в Центре организационного консультирования EQuator, способов поддержания позитивной и рабочей атмосферы в компании даже в нынешних условиях достаточно. И если материальных рычагов не хватает, вполне подойдут и оригинальные нематериальные. Однако полагаться на чувство страха не стоит: использовать эмоции обязательно, но другие. Причем руководитель должен начать с себя. Пример? Пожалуйста.
В одной из компаний работали 5 топ-менеджеров, каждый из которых руководил подразделением. Всех их объединяло чувство страха перед высотой. В один из дней они скинулись и купили сертификат на прыжок с парашютом. Воспользоваться же им должен был тот, у кого окажутся наихудшие показатели в конце месяца…
Варианты нематериальной мотивации, которая в существующих условиях вполне может быть одним из основных инструментов удержания квалифицированного персонала, есть. Надо только понять, что для сотрудников сейчас наиболее важно и весомо.
Но основными принципами антикризисной мотивационной системы должны стать открытость и личный пример руководителя. Персонал, находящийся в неведении о перспективах развития дела и неуверенный в своем будущем, внутренне готовится к негативным последствиям, обвиняя руководителей во всех смертных грехах. В таких условиях ни о какой продуктивной работе и речи не идет.
Честное объяснение сложной текущей ситуации позволит сотрудникам понять смысл действий руководства и собственную роль в спасении компании. Не стоит забывать и о прошлых достижениях: опираясь на былые успехи и найденные удачные стратегии можно закрепить положительные результаты.
Cтоит ли говорить сотрудникам всю правду о ситуации в компании или часть информации все же нужно скрывать? Большинство HR-менеджеров все‑таки склонны считать, что искренность и прозрачность — это основа информационной политики компании даже в кризис.


Мнения специалистов

Стас Давыдов,
независимый консультант
по мотивации:

— Сейчас одна из основных проблем — правильно расставить приоритеты в мотивации персонала, найти общие болевые точки коллектива. Для этого хорошо использовать анкеты: метод отлично работает в небольших фирмах или группах до 20 человек. Его суть состоит в том, что участники анкетирования отмечают 60 мотиваторов по степени важности для себя и уровню их реализованности. Затем составляют мотивационную карту подразделения, выделяя общие «красные пятна», означающие пересечение отзывов сотрудников. Но ключевым этапом является обсуждение в группе полученных результатов: каждый участник объясняет, почему он так недоволен определенным мотиватором, формулирует, чего он хочет, выбирает варианты достижения цели и затем действует в соответствии с этим. Особенно большой эффект метод дает в том случае, если в процедуре на равных участвует и руководитель компании или подразделения.


Ирина Зеленская,
директор по развитию кадровых услуг компании Бизнес Финанс Групп (Москва):

— В настоящее время, когда во многих компаниях идут сокращения, необходимо правильно использовать разные инструменты. Ведь нередко те же сокращения проводят по принципу «Нужно сократить затраты на столько‑то%», огульно урезая штат везде по одному и тому же сценарию. Но в реальности бухгалтерия была переполнена на 30%, а отдел маркетинга и так задыхался от нагрузки. И если оба отдела сокращают одинаково, по 15% от численности, то в итоге демотивированы будут все. Поэтому прежде чем принимать такие решения, надо тщательно проанализировать действительное положение вещей. Сейчас, вряд ли стоит использовать такой инструмент, как ежемесячный бонус для топ-менеджера, который обычно воспринимают как чуть ли не обязательную премию. Эта прибавка не мотивирует руководителя: лучше использовать ежеквартальные бонусы, так как в этом случае запускается соревновательный процесс.


Сергей Шабанов,
генеральный директор центра EQuator:

— На самом деле материальной мотивации не существует: мотивируют не бумажки, а то, что на них можно приобрести. Но нет и нематериальной мотивации, поскольку все равно подразумеваются определенные вложения, которые можно измерить. К тому же есть несколько мифов. Первый — кризис мотивирует сам по себе, поскольку люди боятся потерять место. Но страх не может быть мотивом: он побуждает много говорить, но никак не лучше работать. Второй — паника закончилась и люди успокоились. Скорее всего, людьми овладевает тоска: «заказов меньше, людей сокращают, кредит в долларах…». Она тоже не может мотивировать на активные действия. Так же как и радость, при которой человек не испытывает потребности достигать чего‑либо — ему и так хорошо. Поэтому лучшей мотивирующей эмоцией является здоровая агрессия — именно ее и необходимо сейчас вызывать в людях, используя самые разные способы.


Владимир Каменецкий,
генеральный директор компании «Софтбаланс»:

— В последнее время из‑за дефицита персонала нередко складывалось такое впечатление, что работодатели просто соревнуются между собой в наполнении компенсационного пакета, стараясь показать кандидату: «Я лучше, потому что у меня всего больше». Но кризис все расставил по местам, и сейчас сохраняются только те льготы и бонусы, которые действительно необходимы, а не возникли лишь только потому, что у предприятия есть деньги. Даже теперь я готов не только предоставлять компенсации, реально способные мотивировать людей, но и повышать им заработную плату. Однако только в том случае, если это приносит пользу. Если, к примеру, один из двух бухгалтеров докажет, что способен в одиночку выполнять весь объем работы без потери ее качества, то вопрос о повышении его зарплаты вполне может быть решен. Но предоставлять какие‑то льготы и повышать заработок просто так, без грамотного и адекватного обоснования, смысла нет.
Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Рынок труда
04.11.17В Петербурге на одну вакансию в сфере «Наука, образование» приходится 6 резюме
Служба исследований HeadHunter (hh.ru) Северо-Запад в преддверии завершения осенних каникул проанализировала рынок труда в профессиональной области «Наука, образование» в Санкт-Петербурге в третьем квартале текущего года.
26.10.17Депрессия срывает планы работников из Петербурга
Служба исследований HeadHunter провела опрос среди сотрудников компаний из Петербурга и выяснила, почему петербуржцы не справляются с запланированными делами. Оказалось, что всему виной большая загруженность и депрессия, сопровождающиеся подавленным настроением и хронической усталостью.
24.10.17Кому предлагают самую большую зарплату в Петербурге в октябре
Служба исследований HeadHunter (hh.ru) Северо-Запад проанализировала рынок труда в Петербурге в сентябре. Количество вакансий возросло на 11% в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года. Вход резюме в сентябре год к году увеличился на 15%. Для сравнения: в прошлом году прирост предложений от работодателей к сентябрю 2015 года составил 31%, число резюме не изменилось.
13.10.17У работодателей появилась возможность публикации вакансий для подростков
Ведущая российская компания в области интернет-рекрутмента HeadHunter объявила о возможности размещения вакансии для несовершеннолетних соискателей.
04.10.17Средняя зарплата для рабочих в Санкт-Петербурге составила 35 500 рублей
Активный рост количества вакансий для рабочего персонала, нехватка специалистов по дефицитным профессиям, возрождение системы наставничества и обучения на предприятиях увеличивают интерес к теме востребованности рабочих кадров. Служба исследований компании HeadHunter (hh.ru) Северо-Запад проанализировала рынок труда для рабочего персонала в Санкт-Петербурге, а также подготовила рейтинг актуальных вакансий с заработной платой выше среднерыночной.
22.09.17Идти в IT - обзор рынка труда в сфере IT в Петербурге
Служба исследований компании HeadHunter (hh.ru) Северо-Запад ко Дню программиста проанализировала рынок труда в профобласти «IT, интернет, телеком» в Санкт-Петербурге в летние месяцы 2017 года.
22.09.17Кому предлагают самую большую зарплату в Петербурге в сентябре
Служба исследований HeadHunter (hh.ru) Северо-Запад проанализировала рынок труда в Петербурге в августе. Количество вакансий возросло на 11% в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года. Вход резюме в августе год к году увеличился на 16%. Для сравнения: в прошлом году прирост предложений от работодателей к августу 2015 года составил 32%, число резюме снизилось на 1%.
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru