Семь лет назад главы России, Украины, а затем и Германии подписали декларацию о создании единой газотранспортной системы. Документ утверждал, что «трубу» должны контролировать три стороны: производитель, покупатели и транзитные государства. Однако в связи с тем, что система прокачки газа устарела и требовала огромных инвестиций, ее необходимо было передать на баланс одного собственника. В итоге благое начинание провалилось: будущие акционеры консорциума не могли договориться о том, какие пакеты акций должны принадлежать каждой из сторон, и, соответственно, кто и сколько должен инвестировать в проект.
Примерно год назад Киев начал переговоры с Брюсселем, завершившиеся 23 марта 2009‑го подписанием декларации, согласно которой Европа подумает о выделении до $ 3 млрд на поддержание «трубы» в хорошем техническом состоянии. Взамен Киев, оценивающий стоимость работ в $ 5,5 млрд, должен обеспечить независимость оператора газотранспортной системы Украины.
Кроме того, компания, которая займется модернизацией «трубы» и будет привлекать на это деньги, должна соответствовать международным стандартам прозрачности и открытости. От нее также требуется допускать «третьи стороны к хранилищам на прозрачных коммерческих условиях и под контролем регуляторного органа». Глава Кабинета министров Украины Юлия Тимошенко уверяет, что желания навредить России и в мыслях не было. По ее словам, Россия наравне со всеми может инвестировать в украинскую «трубу», однако в качестве ключевых инвесторов первыми пригласили в проект японские компании.
Именно условия меморандума, предусматривающие прозрачность и независимость оператора системы, считает обозреватель ИА «Росбалт» Андрей Михайлов, вызвали ярость российского руководства.
«Из формулировок непонятно, о какой, собственно, независимости и от кого идет речь», — заявил Владимир Путин. Он напомнил: Россия предлагала ЕС выдать Украине совместный кредит на починку «трубы». «Нам ответили, что у Еврокомиссии для Украины денег нет. Значит ли это, что кто‑то хочет воспользоваться кризисными явлениями в экономике, чтобы отобрать у Украины ее газотранспортную систему?» — задался вопросом премьер.
У Евросоюза свои резоны. От работы газотранспортной системы Украины зависит энергобезопасность ЕС. Вероятно, в Брюсселе действительно думают о контроле над «трубой». Возможно, там сознательно провоцируют Москву в расчете на то, что Россия войдет в межгосударственный консорциум по управлению газовыми магистралями и разделит риски, связанные с развитием и поддержанием ГТС в работоспособном состоянии. |