Без возможности пользоваться интернетом современный бизнес уже представить трудно: он позволяет оперативно обмениваться информацией и благодаря этому принимать важные решения. Но подчас сеть преподносит работодателю и неприятные сюрпризы, которых он не всегда ждет.
За и против
Почти две трети работодателей уже пытались использовать такой инструмент, как социальные сети, для поиска сотрудников. Не у всех этот опыт оказался удачным, но попытки продолжаются вместе с ростом их популярности.
Да, с точки зрения дела в наличии социальных сетей есть определенные преимущества. Например, это позволяет устанавливать дополнительные контакты в профессиональной среде. Быстрее обмениваться полезной информацией. Находить новых партнеров. Вести неформальное общение с потенциальными заказчиками.
Однако есть и большой пласт негатива, связанный с обменом информацией, широко практикуемым в социальных сетях.
Не менее половины работников признаются, что готовы поделиться корпоративными сведениями несекретного характера в интернете с друзьями или родственниками. «Между нами», как обычно говорят в таких случаях, сотрудники компаний могут рассказать многое. О гадком начальнике. Об изменении планов производства того или иного товара. О том, насколько хорошо (или плохо) идут продажи. В общем, обо всем, так как понятие «сведения несекретного характера» во многих случаях широко настолько, как Атлантический океан… Не верите?
По данным HeadHunter, правил работы с внутренней информацией в принципе нет в каждой четвертой компании. Причем если на средних и крупных предприятиях (с численностью сотрудников от 100 человек) этому вопросу все же уделяют значительное внимание, в малом бизнесе не менее половины фирм никак не регламентируют обмен внутренней информации. В результате около трети всех компаний так или иначе уже сталкивались с проблемой утечки данных через интернет.
И в подавляющем большинстве случаев это происходит не в результате происков конкурентов, а благодаря пресловутому «человеческому фактору». Болтают лишнее…
Не замечать или наказывать?
С одной стороны, контролировать то, что пишут сотрудники в своих личных блогах социальных сетей нельзя — на то они и личные. С другой, неплохо бы знать, о чем идет речь: а если работник выдает конкурентам секреты?
На работе понятно: чаще всего специалист подписывает соответствующие документы о неразглашении, а компания тем или иным образом его контролирует. Проверяет рабочий компьютер, запрещает пользоваться съемными носителями, блокирует выход в социальные сети. А дома или в кафе? Ведь никто не может помешать сотруднику в свое личное время общаться со знакомыми по сети и писать при этом все что угодно. И ведь пишут: по данным исследований, 6% респондентов сознательно распространяют в сети негативную информацию о собственном предприятии. Вовсе не обязательно это коммерческие тайны, но имидж компании даже такие сведения могут подпортить изрядно.
Увы, но практика действий предприятий по отношению к таким «разговорчивым» сотрудникам разнонаправлена. Только 2% работников за излишнюю болтливость в социальных сетях были тем или иным образом наказаны. Причем в половине случае руководство компаний ограничивается неофициальным предупреждением, и очень редко идет на более радикальные меры. Как результат, подавляющая часть сотрудников не боится за свои высказывания вовсе, и даже те, кто однажды уже понес наказание, продолжают распространять негатив. Только уже анонимно…
Дружим против
Как вы думаете, насколько распространена в наших компаниях практика пресечения утечек информации в сеть со стороны коллег? Она есть, но чуть жива…
По данным опросов, большинство наших соотечественников просто проигнорировали бы прецедент с утечкой конфиденциальных данных, если бы стали этому свидетелями. Не принято у нас помогать руководству фирмы, «закладывая» коллегу. Только каждый третий, в принципе, готов сообщить об утечке информации руководству, а чуть менее предпочли бы лично поговорить с человеком, который к ней причастен. Причем ни наличие собственной службы безопасности, ни размер предприятия принципиально ситуацию не меняет.
Каков вывод? Он прост и хорошо известен. Если что-то негативное невозможно полностью контролировать или запретить — его нужно… возглавить.
И в этом отношении гораздо лучше будут выглядеть те работодатели, которые смогут найти варианты использования сетевой активности своих сотрудников. Корпоративный блог, интернет-газета, форум — любая из этих форм может быть гораздо эффективнее запретительных мер.
Ведь хорошо известно, что человек больше всего как раз стремится к тому, что ему чаще всего запрещают иметь или делать…
МНЕНИЯ
Андрей Ивасько,
менеджер по PR и специальным проектам AVRIO Group Consulting
— Социальные сети могут быть полезными рекрутеру в том случае, когда требуется детальная информация о соискателе. То есть данные о его увлечениях и том, чем он живет вне работы. Но маловероятно, что эти сведения могут повлиять на решение о найме: основной всегда будет информация о профессиональном опыте соискателя, рекомендации с его предыдущих мест работы, результаты собеседования. Социальные сети также могут использоваться как альтернативные источники поиска кандидатов на редкие специальности за счет профессиональных сообществ, к которым есть свободный доступ. Актуален поиск через сети IT-специалистов, менеджеров по рекламе и PR, и особенно менеджеров по продвижению компании в интернете — как раз здесь можно посмотреть конкретные результаты их работы. Но стоит отметить, что социальные сети - в большей степени развлечение, и использовать их для поиска кандидатов под любые вакансии не всегда разумно. Профайлы соискателей — прежде всего их личное пространство, самовыражение: эта информация не должна влиять на мнение рекрутера относительно профессиональных качеств специалиста. Сейчас появляются и flash-приложения по поиску работы, адаптированные под подобные сайты, где можно почерпнуть более полезную информацию, чем из обычного профиля. Страницы в соцсетях могут выступать помощниками для специалистов по подбору персонала, но не всегда оказываются хороши при презентации кандидатом собственной персоны.
Александр Шувалов,
гендиректор ЗАО «Anhel GmbH»
— Популярность социальных сетей в России я бы объяснил особенностями русского менталитета. Общественная система не позволяет жить так, как каждый из нас хочет. Возможность самореализации появится нескоро, поскольку ее возникновению не способствуют ни система воспитания, ни система обучения. Люди поступают не так, как хотят на самом деле — работают не там, где должны, женятся не на тех, кого любят и так далее. Думаю, в нашем обществе не больше 20% гармоничных людей. Вот и получается, что остальные пытаются реализовать себя в виртуальном мире и компенсировать то, чего не получилось достичь в мире реальном. Меня, к примеру, нет ни в «Одноклассниках», ни в «Вконтакте». Но я есть на E-xecutive, Klerk и Bankir, чтобы иметь возможность обсуждать возникшие проблемы при управлении предприятием, учиться у других на их опыте, получать конкретные ответы на вопросы. В то же время, я зарегистрирован и на Mamba. Почему? Потому что у меня нет времени и возможности в реальной жизни искать «приключения, за которые ничего не будет».
Сергей Колесников,
директор департамента маркетинга ОАО «КамАЗ»
— У меня двоякое мнение о мегапопулярности социальных сетей в России. С одной стороны, лично я из-за недостатка времени общаюсь только на E-xecutive, изредка — на «Профессионалах». В «Одноклассники» захожу раз-два в неделю
— сообщения посмотреть, друзей с днями рождения поздравить. С другой стороны, о любви россиян к социальным сетям знаю не понаслышке: моя дочь почти круглосуточно «сидит» «Вконтакте». На мой взгляд, популярность онлайн-сообществ вызвана двумя причинами. Во-первых, интернет стал чем-то вроде суррогата гражданского общества, которое в России так и не возникло в оффлайне. Благодаря простоте общения любой человек, даже очень застенчивый в реальной жизни, может высказать свое мнение. Вторая причина — практически полная безнаказанность. В сетях можно вытворять что хочешь, зарегистрировавшись «мультом». В том числе и по отношению к работодателю. Даже у меня «по детству» такой «мульт» был»… |