Речь идет о рельсосварочном заводе («ЭВ» №7, 7.03.2011), который был спроектирован и возведен «под ключ» в городе Рас-Лануф (нефтеэкспортный порт на севере Ливии) в июне прошлого года коллективом ЗАО «Псковэлектросвар» (входит в холдинг «Технология металлов», являющийся стратегическим партнером ОАО «РЖД»).
Ливийское предприятие «Псковэлектросвара» — уникальный производственный комплекс полного цикла, включающий в себя прессы, механизмы для холодной сварки, холодной и горячей правки рельс и другое специализированное оборудование. Его разработка отмечена премией Правительства РФ в области науки и техники. Как отмечается в постановлении, подписанном в конце февраля этого года Владимиром Путиным, премия присуждена «за создание и освоение промышленного производства конкурентоспособных рельсосварочных технологических комплексов для бесстыкового пути железнодорожного транспорта».
Впрочем, работающий комплекс существует пока в единственном экземпляре и находится сейчас как раз в том самом Рас-Лануфе, на линии огня.
— К сожалению, в России у нас не было такого заказа, чтобы мы смогли полностью модернизировать какое-то рельсосварочное предприятие или построить новое. Это удалось сделать только в Ливии — там, где железная дорога прокладывалась с нуля, — пояснил ситуацию президент холдинга «Технология металлов» Борис Федюк.
Технологический комплекс не имеет аналогов не только в России, но и за рубежом. На его проектирование и создание, по словам председателя совета директоров ЗАО «Псковэлектросвар» Сергея Дробжева, было потрачено четыре года.
В результате разработки этой и других новинок «Псковэлектросвар» вышел в лидеры на российском рынке тяжелого электросварочного оборудования. До 2005 года он был практически полностью монополизирован аналогичными предприятиями Украины. В 2004 году доля их оборудования в оснащении рельсосварочных предприятий России составляла 99%.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. За минувшие годы «Псковэлектросвар» сумел откусить от «украинского пирога» почти 50% объема поставок специального оборудования. Как подчеркнул директор предприятия Сергей Журавлев, за последние два года в России не закуплено ни одной «украинской машины», а все рельсы в стране сейчас «варятся на псковском оборудовании».
Более того, в ближайшее время «Псковэлектросвар» готов удивить конкурентов из США, Швеции и Франции, не говоря уже про Украину, новой разработкой — технологическим комплексом комбинированной сварки. Причем это будет не компиляция, пусть даже и творческая, зарубежных аналогов, а совершенно оригинальная разработка. К тому же, как подчеркнул Борис Федюк, «гораздо более эффективная, надежная и дешевая». Так что когда президент холдинга заявляет: «Мы намерены стать мировыми лидерами по выпуску уникальных сварочных аппаратов», — верится, что это не пустое бахвальство. Совершить всего за пять лет прыжок не просто в лидеры, а в монополисты рынка, — на такое по нынешним временам способно только очень амбициозное и прогрессивное предприятие.
Что касается опасений за судьбу уникального предприятия в Рас-Лануфе, Борис Федюк заверил: «Там нет интереса для мародеров и грабителей, так что все будет в порядке». После окончания боевых действий, уверен президент холдинга, работа над проектами будет продолжена.
СПРАВКА
Рельсосварочный завод в Рас-Лануфе построен в рамках контракта ОАО «РЖД» (2,2 млрд евро) на строительство электрифицированной скоростной железной дороги Сирт — Бенгази (550 км), которая соединит через Ливию Египет и Тунис, став частью транспортного коридора на севере Африки. |