В 2010 году стоимость газа для петербуржцев, в среднем, выросла на 27%. Цены на электричество, тепло, холодную воду и водоотведение — на 10–17%. В 2011-м тарифы на коммунальные услуги в Петербурге возросли еще, как минимум, на 15%. Однако это лишь «цветочки» реформы ЖКХ: «ягодки» еще впереди.
Не проскочишь
Когда 2 года назад в собственной квартире я установил счетчики воды, был уверен, что буду платить только за то, что израсходовал. Не тут-то было.
Да, счетчики действительно позволяют экономить. И чем больше в квартире прописано людей, тем экономия может быть большей, поскольку реально израсходовать положенное по установленным нормативам (9 «кубов» воды в месяц на человека) маловероятно. И я не сразу заметил, что в квитанции, помимо данных расхода в соответствии с моими счетчиками, присутствует «мелкая» строчка.
Она гласит, что каждый месяц производится корректировка этих сведений с учетом коэффициента расхода по общедомовому прибору, показания с которого снимает представитель управляющей компании.
Это автоматически означает, что если в какой-то другой точке моего дома счастливо квартируют 15 строителей-гастарбайтеров, любящих вволю поплескаться, а зарегистрирован там один жилец, то я плачу и за них. И за старую трубу, которую прорвало. За любой незакрытый кран… И плюс 20% к моему честному расходу — это еще по-божески.
К чему веду? К тому, что система ЖКХ у нас живуча бесконечно. Как таракан, она быстро приспосабливается под любые новшества. А они не заставляют себя ждать. Причем перемены ожидаются суровые, и 2–3 сотни рублей, переплаченных за воду, по сравнению с грядущими тратами покажутся каплей в море.
Кардинальные меры
31 декабря 2012 года федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ будет упразднен.
Тем самым власти России признают, что этот монстр, в течение нескольких лет перекачивавший и, главное, на свой страх и риск распределявший огромные бюджетные средства, ожиданий не оправдал. А о размахе его деятельности свидетельствуют всего несколько цифр.
По данным собственной отчетности, в 2010 году с помощью выделенных Фондом ЖКХ денег в регионах было капитально отремонтировано 29,1 тыс. многоквартирных домов: на это потратили свыше 95,7 млрд рублей. Петербург тоже получил свой кусок федерального «пирога»: за два последних года из этого источника ему перепало 8,3 млрд рублей.
Правда, деятельность фонда подвергалась критике на самом «верху» по самым разным поводам. Включая и то, что административно-хозяйственные расходы этой госкорпорации, среднегодовая численность которой составляет 97 человек, в 2008 году превысили… 340 млн рублей, а только на оплату труда ее сотрудников, по сведениям Генпрокуратуры, было потрачено почти 235 млн рублей. В среднем, по 2,4 млн рублей. Каждому. Включая уборщиц…
Плох он или хорош — рассуждать поздно. С 2013-го федеральных денег не будет. И практика, когда капитальный ремонт зданий на 5% стоимости вскладчину финансируют сами жильцы, а остальное делится между центральным и региональным бюджетами, прекратится. Кто же возместит те миллиарды рублей, которые до сих пор шли из Москвы?
Перейдем на самообслуживание
Минрегионразвития уже подготовил проект о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ. Они предполагают, что в каждом субъекте федерации будут создавать региональные фонды капремонта, которые станут финансировать на основании решений местных властей.
В 2011 году в Петербурге планируется отремонтировать 318 многоквартирных домов: для решения этой задачи необходимо более 877 млн рублей. Однако первый заместитель председателя Жилищного комитета Петербурга Владимир Гайдей сообщил, что уже в этом году Фонд ЖКХ выделит городу только 400 млн рублей в то время, как правительство рассчитывало на сумму в 1 млрд. Для того чтобы компенсировать средства, недополученные из федерального бюджета, Валентина Матвиенко распорядилась выделить на проведение капитального ремонта в домах Петербурга в 2011 году более 135 млн рублей. Из Резервного фонда города.
Поскольку процесс «обрезания» финансирования из Фонда ЖКХ уже начался, Петербургу явно следует поторопиться с формированием своего регионального фонда. В рамках его программ капремонт будет осуществляться в установленной на законодательном уровне пропорции. Как за счет города, так и собственников жилья.
Причем расходы и принцип действия регионального фонда должны быть четко и детально определены при формировании бюджета уже на 2012 год — речь идет о сотнях миллионов рублей.
В роли крайнего
Впрочем, создание регионального аналога федерального фонда — не единственный вариант.
Если такой фонд появится (а в этом сомнений почти нет) им, само собой, станут руководить чиновники от нынешнего петербургского ЖКХ. Ведь место крайне «рыбное», так как решать, на что потратить чужие деньги, судя по деятельности «старшего брата» — лучший вариант обеспечить безбедную старость.
Другой обсуждаемый вариант — кредитовать собственников жилья напрямую. Под гарантии государства.
И в этом случае решать, на что потратить деньги, будут сами жильцы. Правда, кредит предусматривает выплату процентов, и расплачиваться за него придется долгие годы — уровень оплаты за жилье все равно заметно вырастет.
Но даже при таком раскладе есть масса препятствий. Как быть, к примеру, если в одном и том же доме часть жилья муниципальная, а часть — в собственности? Если один дом без ремонта стоит уже 50 лет, а второй — «с иголочки»? А если кто-то откажется брать кредит? Или попросту не сможет его «потянуть»?
Пока понятно лишь одно: какой бы вариант выбран ни был, расходы собственников жилья вырастут. В любом случае. А с учетом того, что в системе ЖКХ ситуация и сейчас напоминает картину в доме Облонских, вывод напрашивается сам собой: переход на рыночные рельсы все равно произойдет за счет собственника.
И если ты жилец того дома, на который распространяется влияние системы жилищно-коммунального хозяйства, то, скорее всего, платить придется все же не по счетчику, а по коэффициенту…
МНЕНИЯ
Евгений Пургин,
председатель Совета Ассоциации управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере
— Механизмы финансирования содержания жилищного фонда давно известны — надо перенять уже имеющийся опыт и не изобретать велосипед. В мировой практике все затраты несут собственники, а государство помогает лишь малоимущим слоям населения.
Система социальной защиты у нас есть, но ее, конечно, нужно совершенствовать. Обязателен и механизм, который избавил бы управляющие организации от чиновничьей зависимости. Ведь не секрет, что сейчас чиновник зачастую распределяет средства по собственному усмотрению — и в этом, несомненно, есть опасность коррупции. По сути дела, тот или иной фонд, будь он федеральным или региональным — это все равно в определенном смысле лотерея, в которой выигрывают далеко не все. На мой взгляд, схема кредитования ЖКХ должна быть такой: собственники квартир решают, сколько им нужно денег на ремонт, управляющая организация берет кредит в банке, а потом на протяжении 25–30 лет собственник выплачивает деньги уже ей. Но есть большая сложность: у таких организаций нет залогового имущества, и тут не обойтись без введения института государственных гарантий. При этом, финансируя расходы на такие гарантии из бюджета, государство сможет вернуть деньги обратно. И такой механизм, при наличии политической воли, можно выстроить как на федеральном, так и на местном уровне.
Геннадий Майоров,
президент ООО «Городской центр
коммунального сервиса»
— Давайте посчитаем. Стоимость капитального ремонта 97-квартирной «хрущевки» площадью в 7 тыс. кв. метров по существующим расценкам составляет не менее 10 млн рублей. С учетом сегодняшней процентной ставки в течение 25 лет в общей сложности надо будет выплатить сумму значительно (по крайней мере, вдвое) большую. Если речь идет о собственниках жилья, то расчеты по кредиту наряду с остальными затратными пунктами будут включены в квартплату. И совершенно очевидно, что ежегодный рост услуг ЖКХ превысит установленный федеральным правительством лимит в 15%. Причем намного, так как естественные монополии все равно будут повышать стоимость своих услуг. Пример тоже простой: в зимнее время ГУП ТЭК выставил нашей компании счета на 140 млн рублей, а собственники жилья заплатили только 110 млн. а компания за счет других источников смогла перечислить ГУП ТЭКу -126 млн. рублей. Надо начинать с того, что в городе отсутствует даже единые правила установки общедомовых приборов учета: в некоторых зданиях их устанавливают за счет бюджета, в других — за счет средств собственников квартир. Представителям власти и частных управляющих компаний надо сесть за «круглый стол» и, с учетом реального положения в ЖКХ, учитывая изношенность жилищного фонда и платежеспособность населения, вводить единые, прозрачные и для бизнеса, и для всех категорий граждан, правила игры.
Дмитрий Коптин,
председатель Комитета по тарифам администрации Петербурга
— Не знаю как другим специалистам, но мне понятно, что возлагать расходы на капитальный ремонт зданий (и вообще всю финансовую нагрузку за услуги ЖКХ) исключительно на потребителей нельзя. Просто потому, что далеко не все такую нагрузку вынесут: часть жителей города даже сейчас оплачивает их с большим трудом. Поэтому обязательно нужно разработать эффективные механизмы совместного финансирования капремонтов как за счет государственной поддержки, так и за счет самого собственника.
Надо понимать, что даже сейчас у компаний, которые обслуживают дома, есть возможность получать дополнительные средства. Ведь город формирует тарифы за содержание и ремонт многоквартирных домов только для нанимателей помещений, а не для собственников квартир. По Жилищному Кодексу, размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах могут определять сами собственники, однако при этом управляющие организации должны не просто поставить их перед фактом, а экономически обосновать тарифы. Причем делать это, полностью расписывая структуру оплаты и показывая, какие за нее будут оказаны услуги по каждому конкретному дому.
|